четверг, 21 января 2010 г.

5 июля 2009г.


5 июля, воскресенье (день 3-й).
Третий день дороги туда.
Первый день вверх (по р. Уса).


Ночью спали крепко. В Печоре, часа в два ночи, по словам Светланы, которой в поезде не спится, лил сильный дождь. Инту, это уже часов в шесть, мы проспали. Встали после семи. Часам к восьми позавтракали (творог и ряженка, гречневая каша из пакетика оказалась невкусной), попили кофе, потом заварили каркаде на дорогу. Стали смотреть в окна, с обеих сторон вагона. А там – то дождь, то редкое солнце.
Проехали Усу, Абезь, Сивую Маску. Вспомнили, как в предыдущие годы здесь выходили. В Сейде вышли погулять, сняли окрестности вокзала на видео, купили минералки на последнюю мелочь, чтобы мой кошелек был легче. Погода прохладная, градусов 10, сильный ветер, дождит. Поэтому после Сейды решили одеваться в «боевое», даже сапоги из рюкзаков достали, хотя они были уложены на самом дне.
К Воркуте вдруг распогодилось, дождь перестал, и даже солнце стало просвечивать сквозь тонкие тучки. Но переодеваться назад не стали.
Соседи наши, коренные воркутяне, тоже собирались. Светлана накрасилась, стала неузнаваемой. «Выпивохи» утром поочередно интересовались: «Ничего они тут вчера не натворили ? Ничего не поломали ?» Мы их успокоили, сказав, что все было пристойно, никто не буянил.
В Воркуту прибыли по расписанию, в 12:45. Первым из вагона сбежал Гена, он же налегке, без вещей. Светлану встречал взрослый сын с приятелем. Мы быстро распрощались.
Нас встретил Дмитрий с шофером Вацлавом (из обрусевших поляков).
Пока мужики грузили наши вещички в «Газик», я поснимала на видео вокзал, паровоз, людей. Мы загрузились сами и проехали по Воркуте. Хозяева помахали руками: «Посмотрите налево, посмотрите направо. Здесь то, а тут это».
Воркута произвела на меня странное впечатление. Город словно законсервирован, выглядит так, будто время остановилось: дома жилые – обшарпанные, лозунги старые выцветшие. Асфальт на городских дорогах давно потрескался, ям много. Какой-то не ухоженный город, будто нежилой. Вроде бы большой город, говорят, сейчас в нем живет тысяч двести. В старые советские времена было больше, до полумиллиона. Но шахты закрываются, поэтому население уменьшается. Люди на улицах немногочисленны, может, оттого, что воскресение, и машин встретилось немного. А когда мы проезжали по улицам, мне показалось, что город строился частями, наверное, зонами. Потому что начинаются жилые дома и тут же рядом ангары, гаражи, сараи промзоны. Затем опять жилье и снова промзона. И везде чувствуется какое-то запустение. Но, правда, не такое, что мы видели два года назад в поселке Горняк на Усе, недалеко от Сивой Маски.
Может, всё это потому, что хозяева шахт не желают сохранять ту инфраструктуру города, что была построена в советское время, им не нужны ни квартиры для рабочих, ни детсады, ни школы; они переводят шахтеров на работу вахтовым методом. А у мэрии города тоже наверняка есть «отмазки» – «нет денег, нет возможностей». Поэтому решение всех проблем ложится на плечи простых людей. Любой из них может встать на очередь, а затем, прожив и проработав на севере какое-то определенное время, он может получить сертификат на жилье в любом городе России. Правда, этого мало, чтобы купить квартиру, поэтому человеку приходится добавлять свои деньги.
Дорога, по которой мы ехали, сначала (наверное, до пос. Советский) была асфальтированная, а дальше – гравийная, но хорошая, почти без ям. Трубы водопроводные тянулись почти везде вдоль автодороги или чуть поодаль. Далеко в дымке горы, к которым мы пойдем. А может, и не пойдем, может, это другие горы… Красота…
К плотине, к водозабору (воду для питья воркутян берут из р. Усы, видимо, она чище, чем в р. Воркуте) приехали около 14 часов. Солнце вышло окончательно, слепит глаза. Ветер сильный, северный. Снежники под левым высоким берегом, мы на правом. Ниже плотины резкий поворот налево русла реки. Воды много, водопад через плотину, кипение воды, белая пена. Охи, ахи, как красиво, какая мощь… Прошли на смотровую площадку. Я поснимала на видео (Никола фотоаппарат не доставал) всё вокруг, даже ветряки попали в кадр. Отметила точку на навигаторе, чтобы потом определиться по карте, где же мы начали наше путешествие. Дмитрий заснял нас на свой фотоаппарат.
Вернулись к машине, отдали Диме диски с заказанными картами. Он в своем ноутбуке показал нам свои фотографии тех мест, куда мы пойдем. Красиво, очень, но мы уже видели подобные фото и в отчетах, и в Google. Затем разгрузили вещи и все вместе, нырнув под шлагбаум, прошли метров 700 вверх по дороге вдоль реки. В кустах ивняка чьи-то две «Нивы», на берегу маленькая поляночка, кострище, бутылки, место стапеля.
Я расплатилась с шофером Вацлавом за бензин, провоз оказался бесплатным. Дмитрий достал в качестве подарка две бутылки СПВИ – одна водка «Полярный Урал», другая морошковая настойка местного производства. Мы отнекивались, но пришлось взять. После того распрощались, и мужики отбыли домой, в Воркуту. Мы же стали собираться.
Никола сфотографировал и меня, замершую, и мужиков, пока они еще не уехали, и наш стапель в разбросанном виде. И на видео он заснял, но уже после ухода Дмитрия и Вацлава, как я пакую вещи по резиновым мешкам. Часа через два почти все сложили, решили перекусить бутербродами и даже преступили «нерушимый» принцип «на воде не пьем», откупорив подаренную бутылочку. Часам к шести загрузили байдарку и были готовы отчалить. Небо постепенно занесло, серые тучи почти закрыли голубое небо, ветер по-прежнему пронзительный, откуда-то изредка брызгает скорый дождичек.
Но, пока мы грузились, на противоположном берегу появились аборигены–рыбаки, которые переправлялись на резиновой лодке на наш берег. Это их машины стояли в кустах. А накануне они ушли порыбачить на озере Щучье, что километрах в десяти отсюда, из которого вытекает река Сиратывис, впадающая в р. Большая Уса. Большим уловом не хвастались, говорят, еще рано. Но, видимо, охота пуще неволи…
В 18:09 мы отчаливаем, на середине Усы я отмечаю точку на навигаторе и, не торопясь, начинаем двигаться вверх по реке. Как и говорил Дмитрий, идем на веслах, как по стоячей воде (видимо, плотина дает подпор воде), машем размеренно, не спеша, чтобы не наломаться в первый же день. Ветер вдруг задул почти с юга, почти в спину, немного парусит. Идем вдоль правого берега, любуемся видами. В промежутках без дождя я снимаю с воды на видео. Примерно через полчаса, пройдя 3,3 км, в 18:45 останавливаемся отдохнуть и размять ноги. Кругом голая тундра, кустов никаких нет, естественно, нет и дров для костра. Это нас настораживает, как же жить будем без огня. Еще через 1,6 км в 19:17 доходим до устья левого притока Усы р. Егапшор, я отмечаю на навигаторе эту точку. В 19:57 малость уставшие, замершие и вымокшие замечаем широкое (метров 15–20) устье правого притока Усы р. Кечшор. И несмотря на то, что и правый берег Усы крутоват, и берега Кечшор крутые, что кругом по-прежнему голо и растительности, кроме тундровой березки, не наблюдается, мы все же высаживаемся здесь, чтобы разведать, можно ли тут встать на ночь, ведь пора уже. Бродим вокруг в поисках места под палатку. В устье притока большой снежник, поэтому под ним, где поровнее, сыро. На взгорке – много камней, ветер свистит, но все же в 20:05 решаем палатку ставить здесь, на юру.
Разгружаемся. Место тут прикормленное, видимо, рыбаки достаточно часто останавливаются, ведь по прямой до Воркуты всего 24 км. А раз прикормленное, значит, малость загаженное. Но есть и нечто хорошее в том, что здесь часто разводят костры – остались кое-какие дрова и доски из привезенных рыбаками. Собираем их, но они слишком сырые после только что прошедших дождей. Поэтому постановляем – костра сейчас не разводить и обойтись холодным ужином (хлебом, салом, сыром, колбасой) и принятием подаренных СПВИ «на грудь»: «за приехало», за Димино здоровье и за хорошую погоду.
Снова выглядывает закатное солнце, ветер стихает, появляются комары, первые в этом походе, до сего момента где-то прятавшиеся. Но они не портят нам настроение – первый день на воде, дел нет (ни костра, ни рыбы, что надо чистить) и не мешают нам наслаждаться жизнью. Времени около 23 часов по Москве, но солнце не зашло. Я достала видеокамеру и поснимала всё, что вокруг: крутые берега Усы, приток Кечшор и первый встреченный нами большой снежник, место этой нашей стоянки, расслабленного после ужина Николу и огромных комаров на нем, цветочки и тундру. А Никола решил порыбачить, поскольку, пока сидели на бережку ужинали, слышали всплески. Но это ему не удалось. На первом же забросе у него сломался новый (!), только что купленный спиннинг. Вот уж было проклятий в адрес продавца в Ярославле (как ему икалось, должно быть, в это время), и в свой адрес («не гонялся бы ты за дешевизной»). После съемки и разговоров укладываемся спать. Переводим Николины часы на местное время [1], ставим будильник на 8 часов.
Первый день похода закончился. За 1 час 48 минут пройдено 7,88 км.

[1] Обычно мы в походе первый день живем еще как в поезде, по Московскому времени, чтобы не путаться с часами, а переход на местное время осуществляем перед сном, чтоб на следующий день уже жить по нему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий