8 июля, среда (день 6-й). Четвертый день вверх (по р. Малая Уса).
Проснулись мы по будильнику, в семь часов, но долго тянулись и из палатки выбрались только через полчаса. В палатке часов с 4-х утра стало совсем тепло, солнце ее нагрело, мы, не просыпаясь, вылезли из спальников, а к нашему подъему уже стало душновато. Но на улице, несмотря на солнце, холодно – дует пронзительный северный ветер. Вода в реке за ночь спала, сантиметров на 30-35, это заметно по камушку, на котором я вчера мыла посуду, сегодня он от воды далеко.
Утренние дела сделали быстро. Первым делом вновь на просушку разбросали свои влажные вещички. Приготовили завтрак: картофельное пюре, салат из последней помидорки и огурцов, кофе. Чай на проход заваривать не стали – оставался вчерашний. Пока я мыла посуду, Никола попытался кого-нибудь из рыбьего племени поймать. Но, увы, никого… Вода все же высока и непрозрачна.
Собрали лагерь, и тронулись в путь. Солнце ярко светило, немного потеплело. Я достала видеокамеру и решила поснимать то, что обычно в кадр попадает редко, т.е. те самые обыденные походные дела, которые кажутся такими привычными, что и в голову не приходит, будто это кому-то может быть интересно.
Начала я с того, что я засняла, как Никола готовится к проведению байдарки «корабликом»: он привязывал досочку–киль к кривым ивовым палкам на носу лодки, объясняя свои действия. Затем снимала его на проходе, как он ведет байдарку «корабликом». Снимала я и то, что видела вокруг себя: ставшие уже привычными снежники, разные цветочки, бутоны нераспустившейся купальницы, ивняк с цветоносами, перекаты и первого пойманного в этом походе хариуса (небольшого, с рыбку иваси). В конце дня очень подробно засняла лагерь и вечерние бивачные дела.
Ничего особенного нам нынче не встретилось – небольшие притоки Усы, несколько траверсов с берега на берег, перекаты, острова, косы и отмели, по которым шли. Сегодняшнее прохождение было не очень сложным, по крайней мере, для меня. Когда Никола тащит лодку «корабликом», я иду сзади и слежу за веревкой, которая волочится по камням и может запутаться. Моя задача – задача матроса – в этом случае быстро отцепить ее, чтобы Никола не потерял скорость. Поскольку это случается нечасто, то я обычно в это время заношу в навигатор маршрутные точки, диктую в диктофон свои заметки об окружающем или глазею по сторонам.
Иногда хорошего бечевника не бывает, приходится идти по мелководью, где из воды, затопившей косу, торчат камни, кусты ивы или «лопухи», или по отлогому вязкому (из-за таяния ближних снежников) берегу, или по полу–отлогому невысокому скальному берегу, прыгая по камням. В этом случае идем «на короткой веревочке». Выше я где-то уже описала этот способ передвижения.
Всего лишь один раз сегодня пришлось продираться через очень густой высокий ивняк. Это был второй наш переход, за полчаса прошли лишь около 700 м. А всё из-за того, что после первого отдыха на левом берегу Усы надо было бы перебраться на островок и идти там по косе, но было лень влезать в байдарку и вылезать из нее. Ведь это пришлось бы делать дважды: при переправе на остров и с него. Нам с места отдыха показалось, что кусты на берегу не очень большие, продерёмся. И, действительно, сначала кусты были невысоки, но потом как-то резко выросли. А мы уже забрались в их гущу, и назад было уже не повернуть, да и оставалось-то уже метров 40 до отмели. Пришлось вспоминать, как нужно вести байдарку, перекидывая веревку поверх кустов, не спеша ставить ноги на твердую кочку, потому что протока вдруг стала глубокой и течение в ней сильное. А стволы ивняка кривые, перепутанные, и все наклонены по течению, т.е. торчат в нашу сторону (сразу вспомнился Лоръеган 2006 г.). Кроме всего прочего, мне мешали видеокамера, висевшая на плече, и навигатор, который пришлось убирать в карман, где он вырубился, заявив, что питание кончилось. После того, как выбрались из зарослей на чистое место, обрадовались несказанно. Здесь поснимали окрестности на видео и фото, немного отдохнули и пошли дальше.
Один раз нынче нам пришлось повернуть назад. Мы шли, обходя небольшой остров, по правому берегу. Языки скальных выступов, далеко выступавшие в реку, встречались примерно через каждые 100–150 м. Через эти скальники–ступени вода переливалась небольшими водопадиками. Пару раз мы смогли перетащить байдарку через эти сливы, но когда попался скальник с высоким (до 50–70 см) отбойным валом, мы решили перестраховаться и не стали перетаскивать через него лодку, побоялись, что не сможем удержать ее. Переплыли на другой берег, отдохнули и дальше пошли по другой, более узкой и спокойной протоке, по левому берегу Усы. Дома, проанализировав информацию о маршрутных точках, если она правильная, я поняла, почему мы не смогли там пройти. В правой протоке на расстоянии 176 м уровень воды поднялся на 6 м (уступами, на каждом скальном выступе). А в левой протоке уровень воды поднимался не так резко, всего на 3 м и на расстоянии около 800 м.
Из встреченного сегодня больше всего поразили меня цветы – небольшие, только-только распустившиеся цветочки – первоцветы. Некоторые совсем незаметные, другие – очень яркие. Я старалась снять их на видео так, чтобы и дома можно было рассмотреть их и определить названия. Особенно хороши маленькие белые цветы, немного схожие с ромашками, лепестков у них не так много, лишь 6–8 штук, и ярко-синие цветочки, сначала снятые мною на видео, а чуть позднее и Никола заснял их по моей просьбе на фото).
А из неживой природы особенно запомнился длинный порог–перекат у левого берега Малой Усы, не отмеченный на карте, с длиннющей правобережной косой с большими и малыми камнями, на которой мы остановились на рыбалку и перекус после третьего перехода. Здесь на левом берегу достаточно далеко в воду выдается скальник. Русло реки суживается и делает резкий поворот. Вода бурлит и пенится, возможно, там и камушки присутствуют. Слив очень мощный.
И до перекуса, и после него Никола схватил спиннинг и пошел рыбачить, а я бродила по косе и снимала: волны и стояки переката, мощь воды, синие цветы–первоцветы. А потом сняла и первого хариуса, небольшого (с рыбку иваси), которого почти сразу же съели в малосоле. Погода в этот момент стала портиться, облака превратились в темные тучи, и изредка брызгал дождик. Поэтому так темны снятые здесь видеокадры.
И так мы шли, и шли, и шли (в основном по левому берегу), пока не наступило время становиться на ночлег. К этому времени солнце снова ярко светило, разогнав облака. Прошли безымянный левый приток, вода которого была темно-коричневого цвета. И не доходя до другого безымянного левого притока и большого острова, остановились на пологом левом берегу, заросшем средней высоты ивняком. С трудом нашли ровный пятачок для палатки. Но зато проблем с дровами нет, здесь много плавника и кусты с толстыми стволами, среди которых попадаются и сухие.
На стоянке я вновь снимаю на видео обычные бивачные дела: разведение костра, приготовление ужина, палатку и «припаркованную» в заводи байдарку. Естественно, снимаю и всё, что нас здесь окружает: кустики ивы, множество норок леммингов, тропу, ведущую от воды в тундру, небольшой скальный выступ в воде, с кавернами, похожими на следы невиданных зверей.
После ужина (гречневая каша с тушенкой и овощами, зеленый чай и мюсли) в 21:30 решили пройти немного вверх по течению Усы до устья следующего левого безымянного притока. Никола хотел порыбачить, если приток большой. Но приток оказался небольшим ручьем с темной водой, стекающей по камням из тундры. Ветер поутих, нанесло облаков и тучек, появились комары и мошка. Я забралась в палатку, записать всё на бумагу и в диктофон, а Никола рыбачить пошел вниз по реке. Но увы, снова неудачно…
Захмурилось, появились тучи, а к 23 часам над горами Большой Усы загрохотала гроза. Молнии – как огромные блестящие стрелы на темно-синем фоне. Никола убирает последние разбросанные по лагерю вещи и на противоположном правом берегу замечает громко тарахтящее средство передвижения – вроде бы вездеход, но какой-то странный, скорее, это похоже на трактор, на который сверху него налеплено, то ли баки с горючкой, то ли какая-то "загородочка" сделана[1].
Все сегодняшние наши дела закончены, мы в палатке, укладываемся спать. Гроза пока гремит в стороне, отблеск молний виден через ткань палатки. До нас она добралась только через полчаса, около 23:30. Но ливень быстро прекратился, дождь стал мельче, хотя молнии сверкают близко, они яркие, даже не белые, не желтые, кажутся красными, гром гремит оглушительно и страшно. И вот что странно. Весь день сегодня ветер дул нам в лицо, по реке, с севера. А тучи приходили с юга, с юго-запада. И гроза пришла с юго-востока. Как уж тут погода разбирается со сторонами света, не пойму.
Четвертый день похода закончился. За 3 часа 03 минуты пройдено 9,05 км.
[1] Как впоследствии выяснилось, за последние годы народные умельцы придумали новые средства передвижения по тундре. Вездеходы, которыми пользовались ранее, тоже остались, но у них есть серьезный недостаток – они уничтожают растительность тундры до такой степени, что она не восстанавливается многие годы. Так вот, умельцы берут самый обычный трактор «Кировец», «обувают» его колеса во что-то странное, напоминающие внутренние камеры шин. Причем колес у этого транспорта не четыре, а три, одно спереди, два сзади, как у трехколесного велосипеда. Мы видели это «чудовище» у Красных Ворот и засняли с противоположного берега на видео. Возможно, что «оно» называется КАРАКАТ. Встреченные позднее аборигены и баптист в устье р. Тальбейяха говорили еще о каком-то трикате. Это средство передвижения нам на глаза не попадалось. А по описанию выходило, что у него по три колеса с каждой стороны. Посему и название у него – ТРИКАТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий