7 июля, вторник (день 5-й). Третий день вверх (по р. Малая Уса).
Проснулись мы от того, что стало светло и солнышко нагрело палатку, и внутри нее становилось даже жарко, волей-неволей пришлось вставать, хотя не очень хотелось. Времени было чуть больше 8 часов. Немного понежившись, выбрались на белый свет.
Сильный ветер, солнце сквозь легкие облака, кусочки голубого неба. Даже не верится, что вчерашняя непогода так резко сменилась на ясную, жить захотелось, не то, что вчера утром. Вода в реке сильно прибыла, байдарка, которую вчера не разгружали и не вытаскивали на берег, а только привязали, наполовину плавала.
Первым делом разбросали на просушку (на кустики березки) все свои мокрые вещички. На таком ветру они быстро подсохли. А сами занялись костром и завтраком. Согрели воду, заварили кофе и зеленого чаю на проход, разогрели вчерашний рис, поели. Стали упаковываться и загружаться. В это же время достали фото и видеоаппаратуру, пощелкали, поснимали лагерь в «разобранном» состоянии. Никола сходил за поворот к Большой Усе на разведку, где будем траверсировать реку, и какую из двух.
Затем свернули лагерь, загрузили байдарку, и в 13:48 по левому берегу Усы пошли от лагеря за поворот в устье Большой Усы, чтобы перебраться на ее левый берег. Прошли 176 м и в одном из небольших заливчиков сели в лодку. Но только мы вывернули на течение (а оно было достаточно сильное), я, по-моему, не успела и веслом махнуть, байдарку «закусило», и мы «кильнулись».
Потом мы вспоминали, кто что делал до переворота. Из памяти этот момент выпал совершенно. Помнить начали с того, что упали мы в воду через правый борт, и вот мы оба в воде, на глубине, плаваем, держась за обвязку перевернутой байдарки, сапоги и амуниция тянут вниз, Никола запутался в длинной веревке, а в стороне плывет бутылочка с чем-то желтым. Никола кричит: «Держи весло, держись за лодку!» Я спрашиваю, что важнее, байдарка или весло, которое течение вырывает у меня из рук. Никола отвечает: «Толкай лодку к берегу», я отпускаю весло, которое мне мешает толкать. Никола орет: «Что ты делаешь?!», ловит плывущую бутылочку и весло, и мы вместе плывем к берегу и заталкиваем байдарку в другую бухточку. Пока плыли к берегу, я вспоминала рассказ С. Хренова, как он чуть-чуть не утонул из-за рыбацких сапог.
Стоим мы на берегу и высматриваем, что же мы потеряли. Вид у Николы ошарашенный, как же это мы так, он же столько лет без оверкилей ходил, последний раз с ним такое случилось в 1998 г. Видим, уже на середине реки плывут наши поролоновые губки, которыми воду вычерпываем, в заливчике о берег постукивают две маленькие бутылочки (с чаем и мелкой вермишелью). Бутылочки мы сразу выбросили на берег. Навигатор, привязанный к байдарке, плавает в воде и сообщает, что потерян сигнал со спутника.
Лодку мы боком вытащили на камушки и сумели перевернуть, хотя и было тяжеловато, воды-то в ней немерено. Выгрузили из лодки и наплывов всё, переоделись, разбросали мокрое на березку, стали сушиться и вспоминать, как же это мы умудрились перевернуться. Проверили фотоаппарат, видеокамеру, навигатор. Электроника не пострадала, только навигатор трек нарисовал непонятный, «скакнул» куда-то в сторону, дома придется в компьютере уточнять, убирать лишнее. Я посчитала все продукты, на первый взгляд все цело, ничего не утопили. Времени 14:09.
На видеокамеру поснимали себя, сохнущее на ветру бельишко, заливчик, опасную реку Большую Усу, разговоры об «оверкиле». Хорошо, что светило солнце и дул сильный ветер, за пару часов мы немного подсохли и к 16 часам снова погрузились.
В 16:30 снова отчаливаем из этой бухточки. Мне уже страшновато, как бы опять не… Но тактика уже другая, позволяем реке понести нас немного вниз, к тому месту, где встречаются воды Большой Усы и Малой Усы, затем медленно, не спеша выруливаем к низкому левому берегу Малой Усы. Сначала недолго идем на веслах вдоль него, а потом Никола пробует идти «корабликом». Но нынче вода большая, кусты затоплены, и вести байдарку так неудобно. Поэтому большую часть сегодняшнего прохода шли «на короткой веревочке»: Никола, как бурлак тащил лодку, а я отпихивала ее нос от берега.
Второй наш переход заканчивается на острове Пайсоди в 17:53, где мы останавливаемся на видеосъемку. Остров достаточно длинный, около 700 метров. В малую воду в его начале брод, и на обоих берегах реки видны следы вездеходов, на большой каменистой косе острова валяется что-то техногенное, то ли рельсы, то ли бревна. Я достаю видеокамеру и снимаю панораму гор, которые вчера нам были не видны за туманом. А здесь левый берег Малой Усы невысокий, и горы все как на ладони: и горы, из которых вытекает Малая Уса, и горы Большой Усы, в которые, наверное, мы в этом году не попадем. А жаль…
В 18:15 замечаем правый приток Малой Усы – р. Пайсошор: сегодня он впадает в Малую Усу несколькими рукавами, один из рукавов, широкий, метров с 10, виден и порог в устье, и еще один порожек чуть дальше. Вода в нем болотная, темно-коричневая. Пройдя еще с километр по правому берегу замечаем большую кучу валежника, вездеходную дорогу рядом и решаем становиться здесь, если найдется место под палатку, поскольку плавник искать уже не нужно, вот они, дрова [1].
Место для палатки нашлось на мху – в 18:48 отмечаю точку стоянки. Влажное белье вновь разбрасываем на просушку. Солнце светит ярко, ветер чуть постих, не такой пронзительный, но все же дует, посему из кустов поналетело мошки и комаров. Костер Никола устроил в высохшем русле небольшого ручья, прячемся от ветра.
На ужин мы доели вчерашний рис, выпили «за счастливое избавление» водочки и морошковой настойки (допили обе бутылочки из подарков Д. Трибунского), закусили салом и творожным сыром. Заварили немного чаю.
После ужина я помыла посуду, провела инвентаризацию продуктов – сначала казалось, что пропало то одно, то другое, но в данный момент я не досчитываюсь только одной бутылочки с каркаде: ну, уплыла и уплыла. А вообще, чтобы проверить точно, все ли на месте, надо распаковывать хозмешок, в нем список продуктов. Сидела на взгорке и делала путевые заметки на бумаге, надиктовывала всё о наших приключениях сегодняшних и вчерашних (вчера не сделала этого), разобралась с непонятным треком навигатора, поняла, откуда это взялось (из-за купания, конечно). Сидела и любовалась видами гор вдали, такими же как на сегодняшнем видео на острове Пайсоди.
Никола же после ужина немного поснимал на фото – на них горы Малой Усы, я с диктофоном у палатки, левый берег реки со снежниками. А затем занялся перенастройкой спиннинга, поскольку у него на первой же стоянке сломался новый спиннинг, потому что на другом спиннинге – толстая леска, на нее мушку не привесить, только блесну, а рыбка плещется некрупная. И посему надо делать другую оснастку. Сделал всё и попробовал поймать кого-нибудь. Может, что и поймается. Но, наверное, нет, улова не будет – вода большая. После получаса безрезультатных маханий он прекращает это занятие, и мы около полуночи укладываемся спать. Солнце не зашло, но стало достаточно прохладно.
Третий день похода закончился. За 1 часа 51 минуту пройдено 4,23 км.
[1] С дровами по-прежнему напряженка. Я собираю по берегам плавник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий