суббота, 6 марта 2010 г.

17 июля 2009г.

17 июля, пятница (день 15-й). Двенадцатый день вверх (по р. Малая Уса).

Будильник зазвенел в 7:00. По палатке стучал дождь, мы высунулись наружу – там холодно (10º) и промозгло. Бр-р-р!!! И решили – не вставать (уж очень не хотелось на сырость и холод), а поспать еще немного. И была еще одна причина, чтоб не вставать. Мы уже заметили, что здесь, как правило, часам к девяти–десяти почему-то дожди стихают, и тогда можно поймать просвет в непогоде для утренних сборов. Так случилось и сегодня.
В 9:40 мы проснулись вторично, в 9:50, одевшись потеплее, выбрались наружу. Сильного дождя нет, но вода в воздухе чувствуется. На завтрак разогрели гороховую кашу–кулеш, заварили кофе в кружке. Под тентом позавтракали.
Собрали лагерь, запаковали байдарку и встали на воду в 12:20. По-прежнему холодно (температура воздуха 10º, температура воды 10º), в воздухе висит морось.
Вначале шли по «зеленке» примерно так же, как вчера, из протоки в протоку, от переката к перекату, изредка и по шкуродерам. Никола для очистки совести на любом мало-мальски приличном перекате рыбачил, вернее, пытался выловить рыбку. Но всё безрезультатно. Один раз (в 13:48, на точке отдыха после короткого, второго перехода) я снимаю эти его усилия на видео. Там же я поднимаюсь на левый высокий, осыпной, довольно-таки крутенький бережок для разведки (куда идти, в какую протоку) и поснимать окрестности. Тут всё та же тундра, кругом горы, они подступили к реке совсем близко. На горах с «пятипалым» снежником висит шапка облаков. Над горой, которую я определяю как СауриПэ, такая же шапка. Я замечаю вездеходную дорогу на моем берегу (на карте она почему-то на правом), невдалеке – высокий железный столб в качестве указателя. В небольшом озерке–болотце ярко-желто цветет калужница.
Очень холодно, мои пальцы постоянно замерзают, температура и воды, и воздуха все та же – 10º. Солнца нет, нет и сильного ветра. Дождя нет, но влажность очень большая. Пока идешь, пока работаешь, еще тепло, но на остановках я надеваю непродуваемую желтую куртку, чтобы не дрожать. Но есть надежда, что, может быть, разнесет эту непогоду – слой облаков тонок, иногда рвется, и тогда в просвете голубизна. Над горами, кажется, вот-вот выглянет солнышко.
Через три перехода, через 2,5–2,7 км от утреннего лагеря, «зеленка» постепенно заканчивается, ивы уменьшаются в размерах и почти пропадают, по берегам больше низкорослой березки. Река начинает плавно поворачивать на юг и течет навстречу нам в одном русле, и после окончания «зеленки» около 1 км идти нам немножко полегче. Здесь уже не надо выбирать дорогу среди многочисленных проток, когда не знаешь, в какую из них сунуться, но зато вместо перекатов в этих местах появляются порожки, пока еще небольшие. Видимо, начинается более резкий подъем высоты местности. Препятствия всё нарастают, но это еще не конец им.
После четвертого перехода, пройдя всего 3,8 км, недалеко от острова, что на самом на повороте реки на юг, в 15:50 мы перекусываем на ровном, как стол, правом берегу Малой Усы. Я вновь достаю видеокамеру и снимаю всё вокруг: нашу скатерть–самобранку, усталого Николу на обрыве правого берега, низкорослую тундровую растительность (цветущий багульник, бруснику). Горы с «пятипалым» снежником, до которых мы наконец-то дошли, смотрятся уже с другого ракурса, как бы сбоку. Но ручья, который течет из этого снежника и который должен бы быть где-то совсем рядом с нами, мы не видим, вероятно, он на дне глубокого оврага.
На пятом переходе, когда мы идем вдоль обрывистого правого берега и обходим остров, что на крутом повороте, нам всё чаще начинают попадаться крупные камни в русле. В это время вдруг на несколько минут из-за туч выглядывает солнце, и я снимаю на видео, как Никола протаскивает байдарку через камни порога. Этот порог у правого берега не очень крут, тут можно лодку провести меж камушков и одному, и потому я не помогаю Николе, а занимаюсь съемкой. Хотя у левого берега – и глубина, и валы впечатляют.
Совсем немного погодя после этого эпизода нам придется тащить байдарку уже вдвоем – таким мощным делается встречное течение из-за сужения русла и подъема высоты. Берега реки из осыпей превращаются в невысокие до 6–8 м скальники, которые часто выдаются в реку небольшими мысами. Кроме этого, большим неудобством для нас становится множество достаточно больших камней в воде – они не округлые, острые, как курумы, очень скользкие, и можно, поскользнувшись на них, искупаться, а в нынешний холод это не рекомендуется.
Обстановка повторяется – мне всё это живо напомнило Красные Ворота. Масштаб, конечно, поменьше.
В общем, когда Никола несколько раз чуть-чуть не упал в воду, когда высота падения воды в порогах стала превышать 30–40 см, когда впереди обнаружился каскад «грозно» бурлящих порогов, решили мы дальше по реке не идти, а подняться вверх на берег и разведать обстановку. К тому же, и времени уже 18:03, а сил у нас осталось совсем немного. Можно было бы и становиться на ночлег, если найдем местечко.
Немного побродив по левому берегу, удостоверившись, что на правый берег мы не сможем перебраться, да и ни к чему это – ненамного он лучше нашего, левого, и там тоже вверх по реке не протащиться, нашли ровное место под палатку. В 18:17 я отмечаю точку стоянки в 340 метрах от оставленной на берегу байдарки.
Делаем полу-обнос: за два рейса приносим все вещи в лагерь, а лодку, перевернув вверх дном, оставляем там, где остановились перед разведкой. Пока ходим туда–сюда, замечаем ручьи, текущие с гор по тундре, журчащие на вездеходной дороге и падающие водопадами в Малую Усу. Завтра надо будет снять их на видео, а также сплошные валы порогов, что протянулись метров на 300–400, с огромными камнями посреди реки.
На стоянке занимаемся обычными делами: принимаем по граммульке СПВИ под сырокопченую колбаску, под кайфом ставим палатку и готовим ужин. В планах на ужин было приготовление риса или макарон, но, когда распаковали овощи, оттуда пахнуло таким запахом, что я передумала и, перебрав, использовала картошку (именно она-то и воняла забытым с Советских колхозов ароматом гнили). Поэтому был сварен супчик из 3 картошин и мелкой вермишели с добавлением сухих овощей и трав. Тушенки у нас давно уже нет, для запаха побросали в котелок немного сырокопченой колбасы, получилось вкусно (с голодухи-то всегда так). Никола сделал лучок с кетчупом, тоненько порезали колбасу на закусь.
Пока крутились у костра, я немного поснимала на видео сегодняшнюю стоянку (редкие невысокие кусты ивняка и березки, разбросанное наше барахло) и окрестные горы. Ущелье с «пятипалым снежником осталось позади и глядит на нас другим боком, этого снежника уже не видно. Зато появился снежник в виде вытянутой цифры «три» на другой горе, как раз под этой горой в узком каньоне течет ручей из «пятипалого» снежника. Самого ручья почти не видно, его можно определить по краю обрывистого берега и блеску воды кое-где. Напротив нас, на правом берегу две глубокие расщелины с остатками снега на донышке. На нашем берегу снежников гораздо больше. Горы, что выше по течению Малой Усы, изредка освещаются солнцем, над ними начинает голубеть небо. На правом берегу, очень далеко от нас, вся в солнечных лучах проступила высокая гора, я думаю, это ХойдыПэ. Ее крутой узкий гребень весь в останцах (мы с Николой рассуждаем, что «круче»: взобраться на Пайер или на эту горку высотой 1240 м). Малую Усу я тоже снимаю, но издали, завтра повторю съемки уже с близкого расстояния, с берега реки.
По-прежнему холодно, даже после принятия СПВИ и горячего супчика. Тепло только у горящего костра, но дров у нас немного, и мы их зря не тратим.
После ужина прибираем вещички, я «болтаю» в диктофон, разглядываю карты («Что день грядущий нам готовит…»), делаю «бумажные» заметки.
Постепенно все тучи разносит, небо над нами голубое, и над горами и за горами солнце, но наш лагерь в тени. К 21 часу становится еще холоднее, как перед ночными заморозками. Никола в это время снимает на фото меня, тундру, реку и горы, ставит солнечную батарею на зарядку.
В 22 часа забираемся в палатку – пора отдыхать, судя по всему, завтра снова тяжелый день. Никола засыпает почти сразу, я договариваю «последние» слова в диктофон.
Двенадцатый день вверх по Малой Усе завершился, пройдено 6 км за 5 переходов по реке и один переход–полу-обнос (время движения по навигатору – 2 часа 51 минута).