пятница, 19 марта 2010 г.

21 июля 2009г.

21 июля, вторник (день 19-й). Третья дневка (р. Малая Уса). Разведка волока.

Моросило всю ночь и утром тоже, когда мы около 8 часов выбрались из палатки по разной нужде. Ураганный ветер, морось, холодно, температура около 5–7º. Небо в черных тучах, но где-то над северо-западными горами начинает чуть светлеть. На всех горах вокруг низкие шапки «текущих» вниз облаков. Решили попробовать поспать еще немного и проверить гипотезу, что часам к десяти, может, понемногу и разнесет.
Так и случилось. После 9 часов в черных тучах стали изредка появляться окна голубого неба, правда, не надолго. Но дождь к 10 часам прекратился, одно это уже хорошо, и мы, одевшись потеплее, потихоньку принялись за утренние дела.
Сегодня – дневка. Надо разведать дорогу и подготовить (подсушить, перепаковать) наше имущество для волока.
Но сначала – завтрак, чтобы согреться у костра и снаружи, и изнутри. Никола в последние дни из-за сильных ветров и мороси костер разводил с помощью «охотничьих» спичек: сделает колодец из сухих щепочек и в его середину засунет горящую толстую спичку. А сегодня, кроме этого, пришлось еще и камнями огонь обкладывать, иначе дрова расходуются со свистом. Разогрели вчерашнюю фасоль с овощами и чай, поели – попили.
После завтрака вышли на разведку, по вездеходной дороге вверх по течению реки, дабы уточнить, где всё же мы стоим. Вот тут и выяснилось, что до «вожделенной» вчера точки слияния всех ручьев и рек мы не дошли всего 284 м. Нынче же, придя туда по правому берегу Малой Усы, мы увидели, что перед нами высится странный холм [1]. С двух его сторон текут реки–ручьи, обрывистые осыпные берега их высокие, метров до 7, а сверху холм ровный, как стол, и голый, как все вокруг.
Мы обошли его по периметру. Сначала перебрались по камушкам через ручей Ледниковый, а может, через безымянный ручей, а может, сразу через оба этих ручья, так много здесь проток, что можно и запутаться. Прошли по воде вдоль северного высокого берега метров 300, а затем по осыпи забрались наверх. Отсюда, с верхушки холма, хорошо видно, что свежий след вездеходной дороги тянется на восток по предгорьям в нужном нам направлении. На севере от нас простирается большая долина ручья Ледникового, по ней широко во многочисленных мелководных рукавах в разных направлениях (но все вниз) журчит вода. На юге и юго-востоке от нас – долина Малой Усы и безымянного ручья. Именно эти две реки, сначала текущие точно с юга на север, каждая из своего распадка, после плавного поворота на запад соединяют под острым углом свои воды. Именно в месте слияния их и образуется «треугольный» холм. Но распадки обеих «южных» рек нам с холма были не видны – обзор закрывал язык скального выступа левого берега Малой Усы.
С площадки холма я поснимала на видео небо в тучах, шапки облаков на горах, бегущую воду Малой Усы, темную яму у левого берега, напротив холма. А спустившись вниз и спрятавшись от ветра на склоне берега ручья, снимаю розовые первоцветы, цветущую клюкву и еще какие-то цветы.
Договорились, что лагерь мы никуда больше переносить не будем. Место для базового лагеря хорошее, хоть и совсем голое, хоть и рядом с дорогой – волок начнём завтра.
В 12:47 мы вернулись к палатке. По-прежнему пасмурно и холодно (температура воздуха меньше 10º). Ветер почти ураганный, дует откуда-то с севера, то ли с северо-запада, но в итоге попадает в узкую долину озера Усваты и Малой Усы, где и разгоняется. Возможно, что большая часть содержимого облаков проливается там, над озером, и с утра до нас сильные дожди не доходят. Лишь иногда какая-то мелкая морось налетает. И сами облака истончились, из утренних темных стали серыми и, кажется, что вот-вот порвутся.
Поэтому можно сушиться. Полностью разгрузили байдарку, достали из наплывов то барахло, что обычно оттуда не вынимается. Вытряхнули из лодки мусор, немного помыли изнутри и выложили на берег – на таком ветру она и без солнца быстро станет сухой. На мелкие кустики березки для просушки мы разбросали резиновые мешки и прочие вещи. Посмотрели, что и как будем паковать по рюкзакам.
Одновременно с этими работами перекусили – попили чаю с мюслями. А затем пошли к маленькому озерку у подножия гор на правом берегу реки, в качестве ориентира был взят нижний конец левого языка снежника. Никола захотел повторить рыбацкий успех, что случился позавчера в другом озере.
Пришли на берег озерка (длиной около 250 м, шириной 160 м), образованного тающим снежником, да еще небольшой ручеек с востока его подпитывает. А из юго-западного заливчика другой ручей вытекает, соединяя водоем с Малой Усой. По берегам, и в воде – большие, острые камни под названием «курумы».
Никола тотчас развернул снасти и стал рыбачить. Я же почти сразу замерзла и забралась по склону горы в заросли ольховника – там ветер не так заметен и кажется гораздо теплее. К тому же вдруг солнышко выглянуло, ненадолго, правда, и стало мне совсем тепло. Сверху я поснимала на видео окружающий пейзаж, далекое озеро внизу и рыбака, машущего спиннингом. Затем в навигаторе запомнила треки, обнулила информацию путевого компьютера – ведь первый этап похода (вверх по реке) закончен [2]. Завтра – волок, а это уже другой этап, значит, новый отсчет пройденных километров. Потом стала в кустах собирать сухие ветки.
Никола вдруг начал размахивать руками, призывая меня к себе. Спустилась к нему на берег озера с охапкой хвороста. Оказывалось, он за это время поймал трех хариусов. Я порадовалась за него, но посетовала, что в такой холод рыбу чистить – удовольствие не из приятных. А затем, вновь замерзнув на пронзительном ветру, пошла еще раз за дровами – лишними они не будут, ведь нужно будет и уху сварить, и воды для чаю–кофию нагреть.
Пока ходила за хворостом во второй раз, Никола поймал еще одного хариуса. Таким образом, итог этой рыбалки – 4 средних хариуса. На ужин сварим двойную уху.
Сложив хворост в две вязанки, вернулись в лагерь. Никола почистил рыбу, я – пару картошин на уху. Принялись готовить ужин. Но сначала согрели водички для кофе.
Одновременно с приготовлением ужина шла наша подготовка к волоку. Спустили баллоны в байдарке, разложили хозяйственную мелочь по наплывам и запаковали лодку. Я вчерне сложила свой рюкзак. Погода начала радовать – пелена облаков сначала посветлела, они превратились в белые кучевые облака, а затем стали рваться, и в голубых просветах стало показываться солнце.
К 17:30 ужин был готов. Мы похлебали юшки из двойной ухи, съели по 2 куска хариуса из ухи, попили чаю, доели последний хлеб.
Никола снова ушел на озеро рыбачить. А я, зашив хозяйственный мешок из-под костровых принадлежностей, забралась в палатку отдыхать перед завтрашними трудностями.
Я в очередной раз разглядывала карты и считала километры, и вдруг снаружи донесся какой-то странный звук – то ли птичий свист, то ли шелест чего-то, то ли еще что. Высунула я нос из палатки и увидела, что по нашему берегу, ближе к горам, идут олени, целое стадо, а у палатки останавливается упряжка, вернее, несколько упряжек, соединенных между собой. В самые первые нарты запряжена пятерка оленей, затем идут какие-то постромки к другим нартам, которые тянут еще четыре оленя, далее следует еще пара нарт, в которые запряжены другие олени. Упряжь с колокольчиками, это именно они издавали тот странный звук, что удивил меня. На одних нартах сидит ребенок, на последних едут дрова. Взрослый абориген, соскочив с каюрского места, идет ко мне. Стадо проходит мимо нас, три или четыре собаки бегают вокруг и не дают оленям далеко расходиться. Оленей не так много, они кажутся крупнее тех, что мы видели в прошлом 2008-м году, на ЧигимХаруте.
Я вылезла из палатки, и мы поговорили.
Познакомились: Саша и его дочка лет двенадцати. Семья оленеводов гонит стадо от озера Малое Щучье куда-то сюда. Ждут они какой-то вездеход («Не видели? Вездеход не проходил?» Отвечаю, что проходил, но уже дня четыре назад, если не больше, и шел он вниз по реке. Им же требуется какой-то другой: «Мы его так ждем, ждем…»). Пригласили меня в гости («Вот жена вперед уехала, сейчас чум поставит, приходи чай пить»). Я поблагодарила, но отказалась, сказав, что уже спать легла, а завтра рано вставать.
Абориген Саша расспросил, одна ли я, как мы сюда попали, куда дальше путь держим. На всё ответила – что я не одна, муж сейчас рыбачит на озере («А мы сейчас там чум ставить будем…»); сюда мы пришли из Воркуты вверх по реке, а завтра утром уйдем на Малое Щучье. («А мы только что оттуда… Так ведь далеко идти…»). Вид у него был какой-то взъерошенный, немного разочарованный, видимо, он очень надеялся встретить тут вездеход, а того здесь не оказалось.
Времени чуть больше 9 часов вечера. Кажется, что ветер чуть стих. Я вновь забралась в палатку и уснула.
Когда и как пришел с вечерней рыбалки Никола, не запомнила и нигде не отметила. А он принес 6 хариусов, средних, граммов по 500–600. Из двух сделал малосол, а четырех – оставил на утро, для запекания в фольге.

[1] Вчера к вечеру, приближаясь к этому месту, я не смогла привязать к карте видимую мной картину. То чего-то не хватало в действительности, а на карте это присутствовало. То что-то было лишнее. В горах и увалах я всегда путаюсь, они все для меня на одно лицо. К тому же, на карте–километровке я не заметила указанных в этом месте осыпей 6 метровой высоты. Может, мои рукописные заметки их заслонили. К тому же, почему-то мне казалось, что посередине мелководной реки острова с высокими берегами быть не должно. Высоким может быть лишь коренной берег. Но вот, поди ж ты…

[2] На одометре – 128,58 км, но сюда входят 5,44 км радиалки до озера Проточное. Поэтому «чистый» путь вверх по рекам Уса и Малая Уса составляет 123,14 км. Мы прошли его за 14 ходовых дней.