суббота, 13 марта 2010 г.

20 июля 2009г.

20 июля, понедельник (день 18-й). Четырнадцатый день вверх (по р. Малая Уса).

Проснулись мы почему-то около 8 часов, потянулись и потихоньку выползли из нашего теплого домика.
По-прежнему пасмурно, небо темно-серое, всё занесено, очень сильный ветер. Холодно, температура воздуха около 7º. Изредка брызгает краткий мелкий дождичек. Сочетание холода и дождя даёт незабываемые ощущения, и воспоминания об этом со временем не угасают…
На завтрак погрели и похлебали горячей ухи, доели ее всю, поэтому до жареных вчера гольцов не добрались (и оставили их на перекус). Попили кофе с бутербродами и мюслями. Сварили замоченную еще вчера фасоль до полуготовности.
Собрали лагерь (в это время Никола сделал пару фотоснимков), запаковались и, собравшись с духом, зная, что впереди сегодня у нас такие же трудности, что и в предыдущие ходовые дни, в 11 часов тронулись вверх по Малой Усе. Облака немного посветлели, иногда даже голубое окошко «открывается», и, кажется, вот-вот выглянет солнце.
На мой взгляд, воды в реке как будто прибавилось, но это вполне возможно – дожди идут уже не первый день, да и снежники постепенно тают, лето всё-таки. Наверное, сегодня мы не смогли бы так легко, как вчера, перейти вброд на левый берег.
Шли мы по перекатам, выбирая лучшую протоку. После ухода из «долины трех рек» стали нам чаще попадаться большие камни, зеленые, скользкие, неправильной формы. Примерно через 500 м (от утреннего лагеря) встретилось первое препятствие – «Зеленые Ворота». Русло реки тут сужается, оба берега превращаются в высокие скальники, такие же, как были позавчера (когда делали обнос), под берегом сразу становится глубоко, вброд не пройти, много «неправильных» камней. Мы было подумали, что опять придется обноситься. Но, на наше счастье, «узкое» русло протянулось не намного, я убедилась в этом, взобравшись наверх по скальникам. Оттуда я увидела совсем недалеко выше по течению галечно-каменистый островок на середине реки. К нему мы, мотаясь от одного берега к другому, смогли добраться, а там вновь зашагали по перекатам.
Немного погодя, примерно в 200-х метрах от «Зеленых Ворот» остановились на отдых и на рыбалку (Николе понравился перекат и захотелось повторить вчерашний рыбацкий успех). Но, увы...
Дальше, до самого озера Усваты, больших трудностей не было – «всё перекаты, да перекаты», изредка ступенчатые пороги, иногда шкуродеры. За три перехода от утренней стоянки прошли 3,1 км, в 14:08 на косе левого берега остановились на перекус и рыбалку. По левому берегу, где мы шли, тянулась широченная долина очередного левого притока с гор, с его многочисленными рукавами. А правый берег вдруг превратился в отвесную скалу, под которой мы заметили большую (и глубокую и протяженную) темно-зеленую яму. Никола захотел здесь вновь попытать рыбацкого счастья.
Пока он полосовал огромную заводь, я в невысоких кустах, спрятавшись от ветра, расстелила на перекус нашу скатерть–самобранку: жареная рыба (4 куска), хлеб, шоколад, чай зеленый. В кустах набрала толстого плавника – проблемы с дровами по-прежнему актуальны, все время их приходится экономить.
После неудачной рыбалки и перекуса двинулись дальше на веслах: каким-то необъяснимым образом река за поворотом превратилась в относительно спокойную глубокую протоку. Это и попутный ветер позволили нам идти на веслах. Непривычно...
Через 477 м от места перекуса протока–река закончилась, и перед нами огромное водное пространство – западный залив озера Усваты. Высадились на его северном берегу. В этот момент из туч выглянуло солнце, ветер разогнал облака, и вмиг небо стало голубым. Никола ушел по берегу озера рыбачить, а я залезла повыше на горку, чтобы поснимать на видео всё вокруг.
Пока карабкалась вверх, заметила две скамеечки (как в наших деревнях у избы) и место «цивильной» стоянки с пустыми бутылками и пластиковыми пакетами из-под «быстро»-еды (разные пакеты из-под супов и миски для быстрых обедов). Естественно, рядом кострище.
Взобравшись еще выше, к курумам, увидела, как на ладони, слева от себя широкий залив озера, сужающийся на востоке (нам идти туда), прямо перед собой долину левого притока (мы только что оставили ее позади), множество его рукавов. Отсюда хорошо видна и Малая Уса, вытекающая из озера и уходящая за поворот на запад. Горы ее правого берега здесь резко обрываются в воду. Далеко вдали на левом берегу, у самых гор, разглядела озерко, в котором вчера Никола поймал гольцов.
Я всё это фиксирую на видео, а на спуске вниз снимаю разные цветочки.
У Николы же рыбалка в заливе закончилась ничем.
Погода вновь испортилась – снова всё занесло, стало малость темновато, как в сумерки, но дождя пока нет, температура воздуха 11º.
Около 16 часов мы вновь сели в байдарку и на веслах пошли по заливу к его восточной горловине. Там чуть-чуть не сели на мель, я сделала отметку этого места в навигаторе. После выхода из залива заметили, что попутный ветер с такой силой гонит нас, что можно и не грести. А скорость движения все равно приличная, 4,1–4,5 км/час. Но этот же ветер поднял волны, большие, до полуметра, и наша плоскодонка шлепала по ним, как галоша.
Красиво вокруг, но красота мрачная. Горы в такую пасмурную погоду кажутся черными (на солнце они становятся зеленоватыми, коричневатыми, синеватыми). Вода стального цвета, волны с небольшими белыми барашками.
В это время я бросила весла и не гребла, а снимала на видео горы, нас окружающие, гребни с острыми останцами, навигатор с путевыми данными (чтобы все поверили в большую скорость). Никола табанил, подправляя курс лодки, поскольку ветер всё же немного сносил нас к северному берегу, а мы в каких-то отчетах прочитали (и сейчас вспомнили об этом), что лучше было бы идти вдоль южного берега. Но, чтобы подойти к нему поближе, нам пришлось бы упираться против ветра, поскольку нас уже здорово снесло к северу. Но упираться не хочется, и потому мы поплыли по воле ветра и воле волн. Дальше во время движения по озеру я отметила и маленький (с пятачок) островок (судя по карте–километровке это восточный конец озера). Но мы двигались на веслах и дальше по северной протоке, которую тоже можно принять и за край озера (и на карте–двушке это так и показано).
В 16:57, когда протока эта обмелела и грести стало затруднительно, мы остановились на галечном островке. Озеро Усваты закончилось, снова перед нами река Малая Уса, ее мелкие протоки. Отдыхали и рассуждали, как повезло нам – за 40 минут без особых трудов мы проскочили всё озеро. В это момент вдруг так задуло, что нас чуть с ног не сбило. И этому мы порадовались – что, если бы такой ураганный порыв ветра застиг нас на озере…

Тут вновь выглянуло солнце, сразу стало теплее (весь день то заносит, то разносит). Я вновь поснимала окрестности на видео, а Никола достал фотоаппарат и тоже «пощелкал» все вокруг: горы и тундра, плоские берега реки, невысокие, с подмывами.
Река Малая Уса стала обычной горной речкой, бегущей по равнине, с несложными перекатами, быстрым течением, с мелковатыми камушками в русле, а иногда и почти песочком, больших камней и порогов не было. Вести байдарку стало гораздо легче, шли мы здесь на «короткой» веревочке, и по воде, и по берегу. Никола даже обрадовался, что наконец-то река стала «правильной». Но это продолжалось недолго, примерно около 1 км.
Погода меняется в очередной раз: над озером, которое скрылось за поворотом, постоянно клубятся черные тучи, сильный ветер несет их в нашу сторону, они «пролетают» над нами, не задевая, но дождем не проливаются. А на северо-западе – над горами чистое голубое небо.
Я утром запланировала дойти к концу дня до места слияния всех ручьев в Малую Усу, чтобы устроить там базовый лагерь перед волоком, и после озера вела отсчет, сколько нам еще осталось до него. На седьмом переходе, видимо, совсем вымотавшись, Никола часто спрашивал: «Где же твоя запланированная точка?» Отвечала, что примерно в 2,5 км, затем в двух километрах. На отдыхе всё же решили попробовать дойти, несмотря на усталость, до этого места и, передохнув, потащились вверх по реке дальше. А характер реки снова изменился – появились большие камни в русле, ступенчатые пороги и шкуродеры стали встречаться чаще. Перепад высоты в порогах достигал , а иногда и больше, байдарку приходилось протаскивать меж камней на «раз, два, взяли».
Долина Малой Усы становится шире, горы на юге отступают от реки подальше.
В 19:20 мы, совершенно измученные, остановились перед очередным много-ступенчатым порогом – не было сил его преодолеть. До запланированной точки – точки слияния всех ручьев сегодня не дошли (как выяснится назавтра, не дошли всего 284 м).
Походили туда–сюда по правому берегу в поисках стоянки, договорились становиться на ночлег здесь. Место ровное, как вытоптанное, как на стоянке аборигенов, возможно, это и есть стоянка. Кустики ивы и березки совсем невысокие. Вездеходная дорога совсем рядом. Виден снежник на горе, ведущей в ущелье, где расположен ледник Федорова. На другом склоне горы – зеленое пятно, думаем, что это кусты ольхи, значит, дрова будут. В 19:30 я ставлю в навигаторе точку Европейского базового лагеря.
Разгрузились, поставили палатку, приготовили ужин. Костер устроили почти у самой воды, на камнях. Крутая полочка, высотой с метр, позволила защитить его от порывов ураганного ветра и сэкономить дрова. В полу-готовую фасоль добавили сушеные овощи и доварили ее до конца. Под накаты СПВИ с закусью бутербродами с колбасой, поели. Заварили черного чаю и попили горяченького с шоколадом. Тосты были стандартные: за погоду (черные тучи по-прежнему висят над озером), за удачу (как легко мы проскочили озеро), за возможное окончание подъема вверх по Малой Усе. Мы надеемся, что вверх по реке нам больше тащиться не придется, значит, получается, что первый этап похода закончен. Завтра сделаем разведку и определим поточнее, где же мы находимся. А там – и волок начнем.
После ужина черные тучи с озера все же добрались до нас, начался мелкий дождичек, совсем как утром. Температура воздуха упала до 5º, температура воды такая же, 5º. На холодном ветру стынут руки, и посуду в этот вечер я не мыла.

В 21:30 забираемся в палатку. Никола под шуршание бумаг и мое «бухтение» сразу же засыпает, а я, клюя носом и засыпая под собственное бормотание, еще минут тридцать надиктовываю заметки о прошедшем дне. В палатке относительно тепло, а в спальнике совсем тепло, несмотря на холодину за ее стенами. Ветер, кажется, задувает со всех сторон, палатка ходит ходуном, незакрепленная юбка хлопает на ветру.
Четырнадцатый ходовой (очень тяжелый - по ощущениям) день подошел к концу. Пройдено 11,37 км, время движения 4 часа 25 минут.
Было 8 переходов, 7 переходов - по реке, 1 переход - по озеру Усваты. Первые три перехода по Малой Усе (до озера Усваты) и два последних (по порогам) дались очень тяжело.