воскресенье, 7 марта 2010 г.

18 июля 2009г.


18 июля, суббота (день 16-й). Тринадцатый день вверх (по р. Малая Уса).

Ночью были заморозки. Никола утверждает, что, когда он под утро по нужде вылезал из палатки, то счищал лед с солнечной батареи, которую оставил заряжаться. Я этого не видела, но, судя по вчерашнему вечернему внезапному похолоданию, это вполне возможно. Но к утру льда не осталось – он растаял на утреннем солнце.
Подъем, как обычно, был в 7:00. В палатке светло и тепло. С утра на голубом небе солнце, легкие перистые облака. Температура около 10º, но на солнышке кажется теплее (около 12º).
На завтрак похлебали вчерашнего супчику, попили кофе с мюслями.
Собираться и паковаться решили тут же, под лагерем, чуть выше его по реке. Для этого надо было принести байдарку оттуда, где мы ее вчера оставили. Мы пошли за ней по самому берегу реки, я снимала на видео ревущую воду, пороги (те, что мы не смогли пройти вчера, да и сегодня не рискнули бы), следующие один за другим, относительно высокие скальные берега и большие камни–курумы, небольшие ручьи, сбегающие к реке из тундры и падающие с высоты маленькими водопадиками.
Никола придумал заснять на видео, как мы вдвоем несем байдарку. Установил камеру на камнях обочины вездеходной дороги, настроил, как нужно, и под ее «стрекотание» мы прошли мимо. А потом просмотрели, что получилось. В общем, ничего, только в конце эпизода головы «отрезаны» – автомат все-таки, ракурс не выдерживает.
Постепенно к 11 часам небо стало заносить, появились облака, затем и серые тучи.
Загрузив байдарку, мы в 11:45 двинулись вверх по Малой Усе. Двигались медленно, очень осторожно, чтобы не оступиться и не упасть. В реке у берега большие неправильной формы
скользкие камни, которые часто не видны, т.к. скрыты водой. Ноги нужно ставить между ними, а это очень неудобно. Мне немного полегче, я держусь за обвязку байдарки, а вот Николе совсем тяжело, он ведь еще и тянет лодку на себя, а упора нет. Вдруг откуда-то задул резкий «ураганный» ветер, естественно, нам в лицо, такой сильный, что, кажется, вот-вот собьет с ног. Байдарка под его порывами стала неуправляемой и болтается, как галоша.
За полчаса мы прошли 296м по воде до следующего «грозного» порога, начали примериваться, как его преодолеть. В это время (в 12:15) Никола оступился и упал в воду (напомню, что температура воды 10º) так, что вымок весь.
Пока он выжимался и менял одёжку, я сбегала наверх, на высокий скальник, чтобы оттуда глянуть [1] и решить, что же делать дальше. Оказалось – такие же препятствия, и даже покруче. Высота стоячих волн до полуметра и кое-где выше. И следуют эти пороги один за другим. К тому же тут река вновь сужается, не на много, но сужается, от этого мощь водного потока увеличивается. Прошла я и по вездеходной дороге чуть-чуть вперед, чтоб посмотреть, где же конец этим порогам. Но не увидела, рассмотрела только, что вдалеке река вроде бы становится шире, и, возможно, там пороги и закончатся, и появятся проходимые перекаты.
Вернулась к Николе, обрисовала ситуацию. И в 12:25 решили мы по реке не идти, а обойти эти преграды по вездеходной дороге.
Снова всё разгрузили, переложили в рюкзаки и потопали по твердой почве (благо, дорога идет совсем рядом с рекой). Шли и всё посматривали: не сменилась ли обстановка на реке, не пора ли нам уже спускаться к воде, нельзя ли где устроить стапель. С гор левого берега сбегают не отмеченные на карте ручьи, часто достаточно широкие. Иногда они долго текут по дороге, прежде чем впасть в Малую Усу.
В общем, дошли мы за 35 минут (1,07 км – первый рейс) до такого места, где, как нам показалось, можно будет двигаться вверх по воде. В 13:05 я отмечаю точку конца волока. Здесь, действительно, река меняет характер, становится шире, снова разливается на протоки, и перекаты с порожками и шкуродерами проходимы (по-видимому, перепад высоты становится меньше).
Передохнули мы тут и пошли назад (вторая ходка) не по дороге, а по берегу реки, чтобы удостовериться в правильности принятого «волочного» решения и чтобы посмотреть, какого же «удовольствия» мы себя лишили.
Никола оценил «крутизну» не пройденных нами порогов, заявил, что правильно мы делаем обнос – скальники везде, камней у берега много, по воде не пройти, по берегу тоже, бочки велики, валы высокие, не удержать нам байдарку. Да и
«закусить» ее может, и перевернуть на таком сильном ветре. (Дома, анализируя информацию, записанную в комментариях маршрутных точек, я увидела, что разница в высотах точек начала и конца сегодняшнего волока составляет 33м, и это на участке 1 км.)
Пока мы возвращались, налетел дождь, а плащи наши оставались то ли на месте нового стапеля, то ли на месте начала волока. В общем, мы малость подмокли, хорошо, что дождь быстро закончился, ведь могли бы вымокнуть бы насквозь, а на холодном ветру это грозит простудой.
Придя к оставленным на месте начала волока вещам, решили было унести всё за один раз – надели рюкзаки, а в руках потащили байдарку. Но это оказалось нам не под силу. Через 150м мы оставили лодку на дороге и к стапелю сначала отнесли рюкзаки (третья ходка). А потом следующим рейсом (четвертая и пятая ходки) забрали и байдарку. Таким образом, 1,07 км волока мы сегодня прошли 5 раз (3 раза – с грузом, 2 раза – без него). Нам очень повезло, что дорога шла на нашем берегу, и шли мы по твердой почве, иначе пришлось бы продираться сквозь кусты карликовой березки или мелкой ивы.
На месте стапеля вновь перепаковались, перекусили (чай, шоколад, бутерброды с сырокопченой колбасой). Перекусывали под крупным дождем. Но тут уж плащи были под рукой, и мы их надели, и потому не очень промокли. Хотя у Николы после утреннего купания часть одежонки оставалась влажной весь день.
В 16:00 впряглись «в лямку», как бурлаки, и пошли по перекатам вверх по Малой Усе. Перекаты стали уже привычны, ведь четвертый день так идем. К этому времени погода совсем испортилась, стало совсем холодно, краткий дождь все чаще проливался из свинцовых туч. Ветер по-прежнему резко и сильно дует «в харю», от этого трудности прохождения возросли, байдарку сносило назад (и течением, и ветром) и «парусило». «Парусило» и меня, и мое весло, если я держала его плоскость вертикально вверх и перпендикулярно порывам ураганного ветра. Однажды я чуть не упала в воду, не удержавшись, когда вдруг резко задуло.
В общем, шли мы, шли и шли. До конца ходового дня сумели сделать еще 2 полноценных перехода. Но после того, как пришли в долину трех рек (в 17:31), Никола предложил поискать стоянку, и я согласилась – идти дальше и у меня не было больше ни сил, ни желания. Здесь нас встретили резкие крики больших чаек – халеев, давно мы их не видели, наверное, с широких извилистых проток реки СауриЯха, что недалеко от озера Проточное. То ли они атаковали нас, то ли рыбачили.
В долине трех рек (это мое название) в Малую Усу почти в одном и том же месте впадают два безымянных притока: правый и левый. Все три реки свободно разливаются на обширном почти равнинном пространстве, образуя множество рукавов, они сливаются друг с другом и тут же вновь разбиваются на протоки. А горы отступают назад по руслам притоков, образуются широкие долины вдоль них. Всё это хорошо обозначено на картах (и на двушке, и на километровке), и дома я заранее поставила в этом месте маршрутную точка в навигаторе как ориентир.
Стоянку (№13) мы решили устроить на правом берегу Малой Усы, в устье правого притока, между его рукавами. Их (рукавов) я насчитала три, или четыре, а может, это ручьи текут из разных снежников, что лежат на склонах гор по обеим сторонам широкой долины правого притока. Нашли место поровнее, в 18:01 я отмечаю точку лагеря. В небольшой заводинке разгрузились, быстро поставили палатку, развели костер в затишке и занялись приготовлением пищи. Давно уже не варили гречку, вот и сделали её с сушеными овощами. Еще на ужин были бутерброды с колбасой из оленины. А также и «боевые 100 грамм» СПВИ, несколько тостов («с устатку» и «для сугрева»). Но сначала, пока еще не сварилась гречневая каша, попили горячего какао с шоколадом, для восстановления сил, так мы нынче вымотались. У меня постанывают колени, спина дает о себе знать. Никола ни на что не жалуется, но видно, что он тоже очень устал, больше, чем вчера.
Небо по-прежнему сине-черное, время от времени начинается дождь, то крупный, то мелкий, но быстро заканчивается. С левого берега, из ущелья левого притока пару раз на нас надвигалось непонятное «нечто», как пелена – и черное, и серое, и белое одновременно. Мы тут же установили тент, но «оно» как-то рассосалось, растворилось в воздухе, не дойдя до нас. Все так же холодно, не больше 10º. Сказали бы мне дома, что я буду при такой температуре целый день проводить на воздухе, я бы ни за что не поверила. А тут деваться некуда, приходится.
После ужина в промежутке без дождя я снимаю на видео. Ураганный ветер заглушает мои замечания (дома из камеры я не услышу ни слова). Большие чайки – халеи летают недалеко над нами и пикируют на воду, ловят там что-то, плавают рядом. Напротив нас, на другом берегу Усы, далеко в глубине большой долины левого ручья вдруг резко проступает «белая» гора (гора, почти вся покрытая снегом). До этого она была как бы скрыта пеленой. На левом берегу хорошо видна полоска вездеходной дороги. Глядя в видеокамеру, как в бинокль, я заметила большой водопад с гор левого берега (у меня сразу же возникло желание сходить туда, но сил не было, поэтому я промолчала). Мы с Николой пытаемся определить его высоту. Никола тоже делает несколько фотоснимков «белой» горы. «Знакомые» горы (и СауриПэ, и ХойдыПэ) пропали из виду, их уже с полудня не видно.
Примерно около 21 часа, когда над «белой» горой в очередной раз зачернело, мы забрались в палатку – там сухо и гораздо теплее и уютнее, чем на улице, а все вечерние бивачные дела сделаны. Я «записываю» в диктофон и на бумагу заметки о сегодняшнем дне, Никола сонным голосом подсказывает некоторые детали. После этого (в 21:40) я засыпаю, Никола отрубается чуть раньше под мое бормотание.
Тринадцатый ходовой день закончен, сегодня нами пройдено 7,86 км. Но от утренней стоянки мы ушли только на 3,58 км (что и будет записано), потому что не нужно учитывать расстояние волока 1,07 км, ведь мы прошли его «лишних» 4 раза. Навигатор почему-то показывает время движения 1 час 39 минут.

[1] «Русский мужик задним умом крепок», а мы тоже люди русские. Почему-то утром после завтрака мы не сходили на разведку вверх по реке. Только посмотрели в эту сторону, когда шли за оставленной байдаркой, с того высокого места, где я снимала на видео небольшие водопадики ручьев из тундры. Оттуда Малая Уса показалась проходимой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий