понедельник, 8 марта 2010 г.

19 июля 2009г.


19 июля, воскресенье (день 17-й). Вторая дневка (р. Малая Уса).

Всю ночь лил дождь и дул сильный ветер (стенки палатки ходили ходуном). Но устоял наш домик, не протек, не сломался.
Утром мы проснулись в 7:40, выглянули на белый свет: дождь все не заканчивается, и так холодно (7º), что пар идет изо рта, и мерзко. Никола выбрался из палатки и убедился, что вода в реке не поднялась, байдарка из заводи не уплыла, котелки под дождем и ветром не снесло. Поговорили о том, не устроить ли нынче дневку, хоть и погода дрянная, но вроде бы уже пора (с предыдущей дневки шесть дней прошло, да и вымотались мы здорово). Договорились, что сначала выспимся, а окончательное решение о дневке примем, когда встанем.
Во второй раз проснулись в 10 часов с минутами и стали вылезать из палатки, сначала Никола, немного погодя и я. Прислушались мы к себе, к своим ощущениям (где что болит и ноет), почувствовали слабость в членах и некоторое «поматывание» и решили – устраиваем днёвку. Хотя и погода не днёвочная (хотелось бы солнца и тепла), хотя и хотели «дневать» на озере Усваты в базовом лагере перед волоком, но отдых все же планировали на воскресение. Ну, не смогли дойти до озера, как рассчитывали, не надрываться же теперь ради плана… Будем здесь отдыхать. А ведь еще неизвестно, какие преграды нас ждут впереди – и на Малой Усе до озера (до него, по моим подсчетам, 3,5–4 км) и собственно на нем (еще 4 км), да и дальше по реке (еще 3,5–4 км)…
Сильный дождь к этому времени прекратился, но морось висела в воздухе. На всех горах нахлобучены «шапки» облаков, стекающих вниз. Ветер задул с запада, с северо-запада, оттуда, откуда, мы вчера пришли (на что мы сейчас же посетовали, вот бы вчера так дул, нам было бы в спину, помогал бы).
На завтрак сначала погрели в кружке воды, заварили кофе, попили «для сугрева». Потом на сковороде с маслом разогрели вчерашнюю гречку с овощами, накатили под горячее чуток СПВИ (исключительно «для сугрева», а потом «за дневку»). А тут в кружке снова закипела вода, заварили зеленого чаю, попили его с сухофруктами. Помыла я посуду, прибрали мокрое барахлишко, положили его на кустах под тентом сушиться.
Чайки, как и вчера вечером, летали недалеко от нашего лагеря, что-то ловили в заводи, где стояла байдарка. Иногда пикировали на нас, даже «капнули» на плащ Николе.
После завтрака (около 12 часов) мы вышли из лагеря на прогулку и за дровами. Решили внимательнее посмотреть, по каким же местам мы в этом году путешествуем. Ведь обычно, когда тащишься по реке, смотришь только под ноги, видишь воду, камни в воде, ближний берег, думаешь о том, как бы не упасть. Времени поднять голову – посмотреть по сторонам – часто не бывает.
В общем, пошли мы вверх по течению правого притока Малой Усы, ближе к восточному склону ущелья, поскольку заметили там нечто зеленое.
Выйдя из узкого ущелья, правый приток течет по широкой долине, разбиваясь на множество рукавов (нынче этих рукавов я насчитала уже шесть или семь). Каждый рукав течет в глубоком (до двух метров) овраге, и широкая долина притока как бы «нарезана» ими, как торт. Почти все они сейчас сухие, видимо, вода здесь только в половодье. А полноводны только два ручья, текущие по самому правому руслу притока, т.е. по наиболее северному рукаву. Течение мощное, вода скачет по большим камням, очень похоже на прошлогодний Кушвож. Я снимаю эти ручьи на видео и делаю круговую панораму.
Дальше мы зашагали между сухими рукавами – оврагами среди редких огромных (с меня) замшелых «зеленых» камней, увидели растущий ягель и множество следов жизнедеятельности оленей. Наверное, здесь недавно паслось стадо. Нашли тут опавший сухой лист, как с настоящей березы, порассуждали, откуда он мог бы здесь взяться. Так и не смогли придумать, откуда, берез-то здесь не видно.
Темно-зеленое пятно на склоне горы оказалось кустами, но какими, определить снизу не смогли. В 12:40 решили забраться повыше на курумную горку. Я первая не спеша карабкаюсь вверх по мокрым камням, Никола снизу меня снимает. Затем и он поднимается ко мне. Но до кустов мы не добрались, они оказались выше, чем мы предположили.
Отсюда, с небольшой смотровой площадки видна, как на ладони или как на карте, огромная долина трех рек, со всеми их рукавами, правда, в серой пелене мелкого дождя. Я поснимала и правый, и левый берег Малой Усы. Кажется, что приток на левом берегу течет по более пологой местности, поскольку разбиение на рукава там происходит на более широком пространстве. Да и сам берег почему-то кажется ниже нашего, правого.
В камеру, как в бинокль, мы разглядели и водопад, и небольшое озерко под водопадом на той стороне Усы. Договорились о том, что сегодня сходим и туда: я – к водопаду, поснимать, а Никола – на озеро, порыбачить.
На спуске с курумной горки я снимаю на видео Николу. Внизу находим кусты можжевельника с прошлогодними черными и свежими зелеными ягодами, собираем их для того, чтобы настоять на них спиртик – получится абсент. Там же, внизу под горкой, я снимаю первоцветы: желтые анютины глазки, беленькие часики, розовые цветы княженики.
А потом мы двигаемся вдоль восточного склона ущелья к зеленым зарослям и находим там высокие кусты ивы и ольхи с толстыми стволами. Вот откуда прилетел «березовый» лист. И вовсе он не березовый, а ольховый. В зарослях много сухостоя, набираем его в сумку и в охапки, а затем возвращаемся на стоянку. По-прежнему пасмурно, но без дождя, и также холодно, как утром.
В лагере я снимаю наше обустройство: где стоит палатка, как установлен тент, где устроено кострище, и даю пояснения в камеру. Никола в это время вытаскивает на зарядку солнечную батарею, я снимаю и его, и его разглагольствования об этом устройстве. О том, что у нас нет проблем с аккумуляторами, с зарядкой аппаратуры, что зарядка идет и при пасмурной погоде (хотя при ярком солнце этот процесс, естественно, быстрее), что питания хватает и на видеокамеру, и на навигатор, который мы в течение ходового дня не выключаем на остановках.
Затем мы завариваем черный чай, пьем его с сухофруктами и забираемся в палатку на часок–другой отдохнуть. Никола даже успел поспать немного, а я разобралась с картами (сделала на них заметки, убрала лишние листы, достала новые).
Около 17 часов мы отправились в другой радиальный выход. С трудом (на грани моих сапог) перебрались вброд по перекатам на левый берег Малой Усы, взяли курс на вертикальный снежник и пошли к нему по прямой. Пересекли вездеходную дорогу. Взобрались на небольшой «сундучок», что был слева по курсу, думали с него разглядеть Малую Усу до озера, но не смогли, не видно – другой пригорок загораживает. Небольшие ямы – овраги встречаются тут, как в тундре у озера Проточного, а в них небольшие озерца и болотца.
Быстро дошли до озера, Никола остался рыбачить, а забралась на курумную горку поближе к водопаду, чтобы сделать съемку. Но все равно, снимала его издали, метров со ста, наверное. Ближе подходить было и лень, да и трудно из-за скользких камней. (Дома, в тепле и сухости, я жалею, что не подошла совсем-совсем близко…) Здесь мне пришлось снимать дважды и водопад, и долину. Во время первой съемки меня накрыла плотная пелена мелкого дождя, с камерой случилось что-то непонятное (видимо, при такой влажности она не работает), я этого не поняла, попыталась выключить, снова не получилось. Но потом спрятала ее под куртку и соорудила из капюшона куртки что-то вроде навеса.
Несмотря на серый день, водопад впечатляет. И его высота, метров в 20. И мощь струи. И зелено-серое озерко внизу, из которого вытекает ручей и по большой «кривуле» впадает в другое озеро. Именно там, на месте впадения ручья в озеро, и рыбачит Никола. Я пробую снять на видео и его, но он так далеко, что при приближении изображение начинает трястись. Снимаю я и долину большого левого притока Усы, какие-то одинокие большие останцы в его долине (при подходе к озеру мы приняли их за черные чумы).
Затем я спускаюсь с горки к озеру, время от времени включаю камеру и делаю съемку: маленького ручья, больших камней, по которым течет вода, кусты ивняка, острый гребень горы с останцами. В это время облака редеют, откуда-то выглядывает солнце, и черные останцы на голубом небе смотрятся изумительно.
Подходя к Николе, слышу его радостный возглас: «Не наступи на рыбу!». Вижу – 3 средних размеров гольца и 1 небольшой хариус лежат на мху, хариус еще скачет. Наконец-то, фортуна улыбнулась нам… Я охаю и ахаю, снимаю результаты рыбалки и удачливого рыболова. Гольцов Никола поймал впервые в своей рыбацкой практике, говорит, что они очень похожи на ленков по сопротивляемости при выводе. Я же восхищаюсь яркой раскраской: их спинки голубовато-зеленые с крупные желтыми крапинками, брюшки ярко-оранжевые.
Но больше ничего Никола на этом озере не поймал. Походил по берегу туда-сюда, дошел до заливчика на южном берегу, помахал спиннингом в разных местах, поменял в оснастке мушки на блесны, а потом назад, блесны на мушки, но всё, больше не клевало. Видимо, рыба в этом озере кончилась. Или погода поменялась. Снова стало пасмурно (а когда клевало, солнце просвечивало сквозь облака, и блесна «играла» в воде), но морось в воздухе рассеялась, только над горами в стороне озера Усваты солнце и голубое небо, но по-прежнему холодно (10º).
Порыбачив до 19 часов с минутами, повесили улов на кукан и довольные пошли в лагерь. Придется теперь вносить коррективы в планы на ужин – надо готовить рыбу (варить уху, жарить), а ведь в котелке уже фасоль замочена…
Вернувшись на стоянку (в 20 часов), Никола первым делом разделал рыбу: почистил, распределил на полуфабрикаты: что на малосол, что в юшку, что в уху, что на жарку, икру из гольцов засолил отдельно в кружке. Через 15 минут малосол был готов, Никола затребовал «боевые» 100 грамм. Потом сварили юшку, добавили в нее картошки и овощей, несколько кусочков гольца, получилась «двойная» уха. Под нее «накатили». Затем пожарили целую сковороду гольцов (пришлось их пластовать, иначе при жарке разваливаются), получилось очень вкусно, съели по кусочку. Под жарёху снова «накатили». В этом походе мы пьем спиртного гораздо больше, чем в предыдущих. Никола рассуждает на тему, что «боевые» 100 грамм, не зря давали, видимо, для того, чтобы быстро отрубиться и уснуть, чтобы погасить усталость (и психологическую, и физическую).
Во время приготовления ужина (около 21 часа) выглянуло солнце, разогнало все тучи, небо стало везде голубое. Это вселяет надежду, что, может быть, завтра будет день без дождя.
К половине 12-го ночи, объевшиеся, напившиеся, под большим «градусом», забираемся в палатку. Все хорошо, только очень уж холодно (8º).
Днёвка, вторая по счету, закончилась. Провели мы ее по-спортивному, не лежали весь день пластом в палатке, форму не потеряли. Отдохнули от хождения по воде, по камням в воде, и в то же время сноровки не лишились, не упали в бурных перекатах при переправе на левый берег.
Фотографий за этот день нет ни одной - слишком сыро, жалко технику.
Навигатор я сегодня не включала, заблудиться нам было негде. Поэтому сколько километров мы исходили, я не знаю – нигде не зафиксировано. По приблизительным подсчетам, не более 7 км.

Комментариев нет:

Отправить комментарий