понедельник, 1 февраля 2010 г.

11 июля 2009 г.


11 июля, суббота (день 9-й). Седьмой день вверх (по р. Малая Уса).


Палатка наша ночью устояла, выдержав натиск ураганного ветра. Спали мы крепко, без сновидений. Проснулись по будильнику, в 7 часов, но немного повалялись, очень не хотелось выходить из теплой палатки на холод. Снаружи завывание северного ветра, небо в бледно-серых тучах, вроде даже морось в воздухе, холодно, около 5–8 градусов, изо рта идет пар. Но вылезти всё же пришлось…
Быстро позавтракали: вчерашние макароны по-флотски, кофе и по кусочку хлеба с майонезом. Быстро сложили лагерь и в 10:30 двинулись в путь.
Во время вчерашней разведки, мы поняли, что по правому берегу нам не пройти – высокой отвесной стеной он становится почти сразу же после устья притока. На веслах против такого сильного течения тоже не пройти. Поэтому решили мы отойти от лагеря метров на 100–150 вверх по реке, а затем перебраться на противоположный берег, и надо успеть это сделать до того, как нас снесет на «не пройденный» нами вчера перекат. На левом берегу у воды каменистая осыпь и языки скальников, выступающих в воду, не так высоки, туда нам и нужно пристать. Так мы и сделали, оказавшись примерно напротив нашей стоянки.
А дальше повели байдарку «на короткой веревочке», прыгая по камням и проводя лодку через сливы, удивляясь, как легко нам всё это удаётся. Однако тут нас подстерегала опасность. На одном из таких языков чуть было не упустили байдарку. То ли Никола перелезал с камня на камень, то ли он чуть ослабил натяжение веревки, но нос лодки ушел на течение дальше положенного. Никола тут же бросил веревку, чтоб не «закусило», я же в это время держалась за оснастку байдарки где-то на середине, ближе к корме. Команды бросить ее не поступало, и моих слабых сил еле-еле хватало, чтобы одной удерживать лодку. К тому же на мокрых камнях мои сапоги заскользили, стали уходить под воду, мне сразу припомнилось недавнее купание в Большой Усе… Но как-то мы выпутались из «аварийной» ситуации: ноги мои задержались и уперлись во что-то, сил малость прибавилось, Никола подскочил и помог. Но легкая дрожь в членах осталась.
Пройдя еще несколько сливов, остановились под останцом, похожим на голову птицы. Я решила его поснимать на видео поближе, а также заснять Красные Ворота–скалы правого берега с противоположного. Забрались мы наверх, к «голове» птицы, а там ветер свистит еще сильнее, чем внизу, кажется, сейчас сдует. Но удивительно красиво…
Закончили съемку (Никола фотоаппарат не доставал) и пошли дальше. Правый берег высится отвесной стеной, наш, левый к повороту реки становится каменной отмелью. Река сплошной перекат. Что там, за поворотом, нам пока не видно.
Остановились в 11:13 на галечной отмели (1,2 км прошли за 43 минуты), отмечаю точку порога у Красных Ворот. Снова разведываем обстановку, забираемся на скалистый гребень. И тут убеждаемся, что по воде тут нам действительно не пройти. Левый берег стал такой же отвесной стеной, какой только что был правый, и по его скалам не поскачешь и лодку по воде не проведешь – течение очень сильное. И на правый берег, который стал пониже, нам отсюда не попасть – посредине реки порог, валы там покруче, чем были рядом со стоянкой. На правом берегу, в кустах заметили странный «трактор», видимо, это он тарахтел вчера вечером. Всё это под рев ветра я снимаю на видео.
Остается лишь одно: разгружаться и делать обнос – сверху видно, что высокие отвесные скалы заканчиваются недалеко, поэтому тащиться придется немного, всего метров 500. Разгружаемся, перепаковываем вещи и тащим их сначала вверх, в обход скал, затем по тундровой березке вдоль реки по высокому берегу, потом вниз, спускаясь к воде. В 11:54 закончили 1-ю ходку, я отмечаю точку нового стапеля. Всего сделали три ходки с грузом: две – с барахлом, одна – с байдаркой. Тяжелее всего далась последняя – с лодкой, она на ветру парусит, сбивает с ног, если нести в руках, «срывает» голову, если на плечах. Взяли с собой даже дрова (Никола их на отмели почему-то не оставил). Перед последней нашей ходкой из палатки на правом берегу вылезли рыбаки, наверное, здорово удивившись, откуда появились и куда затем пропали люди (т.е. мы).
Пока мы таскались, как муравьи, распогодилось. Сначала тучи побледнели, превратившись в кучевые облака, затем облака поредели, стали перистыми, солнышко, естественно, выглянуло, и в конце концов, на голубом небе не осталось ни облачка. Но теплее не стало – пронизывающий ветер сдувает любое тепло, только в укрытии и можно согреться.
На месте стапеля, в невысоких кустиках, после переноса всех вещей мы перекусили бутербродами с плавленым сыром «Веселый молочник
» и сырокопченой колбасой, было это примерно в 13 часов с минутами. А в 14:16 вновь тронулись вверх по реке, сначала на веслах вдоль кустов, а потом на «короткой веревочке».
Шли мы по-прежнему по левому берегу, сначала так было удобнее, поскольку у правого берега течение было сильнее. Но, когда Никола решил было перебраться на правый, мы не смогли этого сделать – река не позволила, с такой силой вода текла нам навстречу, что нас сразу же разворачивало и несло вниз, и мы из опасения оверкиля не стали траверсировать Малую Усу.
На веслах и на «короткой веревочке» (по отмелям и по кустам) шли сегодня мало. Чаще на пути попадались скальники, выступающие в воду, прямые и косые. И сливы через них были разными, и невысокими, 5–10–15 см, и побольше, до полуметра. В этом случае байдарку проводили уже не «на веревочке», а можно сказать, на руках, вдвоем крепко держась за лодку и помня об утреннем «полу–аварийном» происшествии. И все равно, еще раз снова чуть было не упустили байдарку. Случилось это там, где скальные языки выдавались в реку близкими грядами, и после каждой гряды возникали высокие стоячие волны. Лодку у нас снова повело на течение, снова чуть-чуть не «закусило», но мы сумели нос выправить, однако, воды бортом черпанули.
Примерно через час пути (около 15 часов) встретились нам вторые Ворота, поменьше Красных, за это время прошли мы от стапеля 1,4 км. Тут мы отдохнули, а я отошла чуть выше по течению и поснимала Ворота на видео.
Еще через час заметили, что пороги вроде бы закончились,
только сильное встречное течение, стало быть, идти будет малость полегче. Но мы уже сильно вымотались. Никола в простой ситуации, переходя через неширокий ручей в кустах, оступился и зачерпнул сапогом воду. В 16:10 около устья этого малого левого притока мы отдыхаем, а Никола выжимается и выливает воду из сапога.
После устья этого притока мы пошли уже по каменистой отмели с невысокой полкой, на которой растет ивняк средней высоты (с меня примерно), и я предлагаю поискать здесь место для лагеря. Хотя для стоянки вроде бы еще рановато, но сил у нас уже мало, за день здорово устали, меня немного пошатывает, да и Никола снизу мокрый, хотя и хорохорится, говорит, что еще может идти дальше. Но не «на зубах» же идти, в конце концов, мы идем в поход отдыхать…
Поэтому на мое предложение пораньше встать на стоянку Никола соглашается, и в 16:54 мы останавливаемся около огромного (длинного и высокого) языка скальника, как мыс далеко выдающегося в воду. Ищем место для палатки. На самом берегу не находим, везде небольшой скос, но в кустах много полянок, и на одной из них ставим палатку, на другой устраиваем костер, среди высоких ив прячем его от сильного ветра. Я отмечаю точку лагеря.
Разгружаемся. Никола переодевается и сушит мокрое барахло. Принимаем по чуть-чуть «на грудь», греемся таким образом изнутри. Ужин готовить и костер разводить еще рано. Договорились, что Никола пойдет рыбачить («охота пуще неволи»), может, что и поймает, а мне до ужина делать нечего, я поваляюсь с картами и бумагами в палатке.
А в палатке (в кустах и на солнышке) так замечательно, так тепло, что я малость прикорнула. И в таком расслабленном состоянии подумала я: «А не устроить ли завтра днёвку?». Ведь сегодня уже седьмой день похода, усталость накапливается, в ходовые дни отдохнуть не удается, и обычно к этому времени (на шестой или седьмой ходовой день) мы делаем днёвку. И если Никола согласится (а он чуть позже согласился), то так и сделаем, место для днёвки неплохое.
Рыбалка у Николы закончилась удачно, был пойман 1 хариус, средних размеров, 700–800г, из которого сделали малосол. Примерно в половине восьмого занялись приготовлением ужина: разогрели вчерашние макароны, доели их, допили разведенный мною вчера спирт за погоду и удачу, закусили малосолом (вчерашним и сегодняшним).
После ужина Никола решил поклеить сапог (иначе рыбачить невозможно) – обнаружил, что где-то течет, а погода этому благоприятствует – солнце и ветер. Я же, помыв посуду и собрав все вещички, около 21 часа забралась в палатку, записываю и надиктовываю свои заметки, одновременно засыпая.
Седьмой ходовой день, день порогов, закончился. Пройдено всего 6,25 км. Было 2 небольших перехода по реке до порога у Красных Ворот, затем обнос порога, потом еще 2 перехода по реке. Поэтому если вычесть все «лишние» ходки (расстояние в 450 метров мы прошли 5 раз), получится, что от предыдущего лагеря мы ушли на 4,45 км.
Второй день без дождя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий