среда, 3 февраля 2010 г.

14 июля 2009г.


14 июля, вторник (день 12-й). Девятый день вверх (по р. Малая Уса).

Спалось мне «чутко», я часто просыпалась и смотрела на часы – видимо, боялась проспать и пропустить время захода–восхода солнца, как это произошло вчерашней ночью. Встрепенувшись около 1 часа с минутами (а может, это будильник зазвенел), решила выбираться из палатки и снимать всё на видео.
Светло вокруг – как во время ранних сумерек в нашей средней полосе. Ярко–красное солнце на северо-западе разрезано пополам ровной линией горизонта. Стоит низко-низко и никуда (ни дальше вниз, ни вверх) не двигается. Небо надо мною чистое, по кругу над горизонтом – легкие розовые облака. Общая цветовая гамма от бледно–голубого до красно–багрового цвета. Горы Большой Усы в свете закатного солнца розовато–красно–фиолетовые. Горы на севере – голубые, черные, рыжеватые. Поснимала я на видео всё вокруг себя и стала дожидаться: то ли заката, то ли восхода.
Через какое-то время мне надоело сидеть и ждать (солнце, казалось, по-прежнему стоит в одном месте, оставаясь наполовину видимым, наполовину скрытым), да и комары одолели (ветра нет), и пошла я побродить по тундре. В кустах спугнула зайца (интересно, это тот же самый, что приходил к нам «ужинать»). Он лениво отбежал чуть-чуть в сторону, остановился, принял позу «столбика» и долго разглядывал меня. А я – его. Потом мне наскучило смотреть на него, и я пошла к обрывам, что находятся неподалеку от лагеря, вверх по течению реки.
Пока забиралась на эти кручи, надо мной стала пронзительно кричать какая-то птица из семейства некрупных хищников (почему-то мне думается, что это канюк, но может, я ошибаюсь). Вскоре появилась еще одна, и они долго кружились надо мной, пока я расхаживала по ровной верхушке откоса. Видимо, мое присутствие очень их раздражало. Но хорошо уже то, что они не пикировали на меня (как это делают чайки), а кружились высоко в небе и орали дурным голосом. И это я постаралась заснять на видео, хотя птицы все время «улетали» с экрана видеокамеры, и я их «теряла».
Солнце за это время, не уходя за горизонт, переместилось к северу, к северо-востоку. Затем оно спряталось за крайней левой горой (наверное, одной из хребта Оченырд). Северные горы от этого стали черные, небо над ними – и красное, и оранжевое, и зеленоватое, а выше голубое, почти всё, как на Рериховских картинах. Задул легкий утренний ветерок, какой обычно бывает перед восходом. Всё это я еще раз снимаю, делая круговую панораму. Недалеко от меня на востоке небольшое озеро. Под обрывами в реке неправильной формы острова [1], между ними летают и плавают, разговаривая о своём, гуси. Вдали видны чумы, вероятно, там живут «братья» и семья аборигена Ивана.
Пока я бродила по откосу, обнаружила местный могильник, захоронение аборигенов. Кресты с надписями, несколько могил, нарты, шесты погонщика оленей.
В 2:16 солнце еще за северными горами, но светло, как днем. Я не спеша возвращаюсь в лагерь. В 2:48 солнце уже стоит над черными горами Оченырда, и небо там «раскрашено» в цвета от желтого до голубого. Я уже у палатки и снова делаю круговую съёмку. Небо чистое, ветер стих, но воздух по-утреннему свеж. В отдалении слышен гусиный гомон. И я легла досыпать.
А в 7:00, как обычно, зазвенел будильник – подъем.
На завтрак мне пришлось готовить манную кашу, потому что вчерашней гречи нам на двоих не хватило – то ли я вчера мало ее сварила, то ли Никола с голодухи и под СПВИ много ее съел. Попили какао с мюслями и кусочком хлеба. Заварили зеленого чаю на день.
В 9:50 встали на воду. Сначала (в течение первого часа) шли на «короткой веревочке». У ближних обрывов, где я занималась ночными съёмками, снова вспугнули «канюков» и стайку гусей. К концу первого перехода на берегах реки стали появляться заросли высоких ив, метров 5–6-и (гораздо выше, чем были вчера), и стволы у них кривые, толстые, с мою руку.
В устье правого притока р. Нимтэмшор – большой залив, но самого ручья не видно, только угадывается по зарослям ивняка. Здесь Малая Уса уже повернула на восток и приобрела «тундровой» характер: река по-прежнему глубокая и широкая, но течение стало гораздо слабее, иногда совсем незаметно, перекаты редки, берега, иногда высокие обрывистые, осыпные, в зарослях ивняка. Тут мы больше шли на веслах, хотя порой на быстротоке приходилось упираться. Но все равно это легче, чем тащиться по берегу через высокие кусты.
Я снимаю на видео окрестности. Обрывистый бережок, который подмывает вода и в этих намывах не видно ни камушка, как будто вся галька превратилась в песок и глину. Снимаю горы, которые вдруг стали совсем близкими; стайку гусей. Извернувшись на 180градусов, пытаюсь со своего места в байдарке поймать в кадр Николу, машущего веслами. Однажды в этих местах мы заметили, как утка, нырнув у носа байдарки, проплыла под водой вдоль нее, но заснять это не успели.
На каждом подходящем перекате Никола пытался рыбачить. Но после того, как Уса превратилась в «трубу», отказался, сказав, что «рыбы здесь нет».
После устья правого рукава левого притока Малой Усы ручья Косрузьтывис [2] стали нам попадаться галечные (именно галечные, с некрупными камушками) отмели с высокими ивами. На одной из них мы отдыхаем и перекусываем, на другой собираем иван-чай, из которого с добавлением смеси сушеных овощей я решила сварить фантазийный борщ.
Стало жарковато, солнце слепит. Ветерок совсем слабый, непривычно много комаров – и я, чтоб поберечь лицо от укусов и солнца, надела накомарник. Весь день пьем зеленый и черный чай, поэтому постоянно потеем.
Перед р. СауриЯха по кустам левого берега определили («на глаз») левый безымянный приток. И почти сразу же после него с правого берега впала река СауриЯха (в 15:44). При слиянии обе эти реки образуют множество извилистых проток, в которых можно хорошо поплутать. Но мы старались держаться левого берега Малой Усы и потому не заблудились. Протоки [3] широкие, местами очень глубокие, течение сильное только на поворотах. Горы кажутся совсем недалеко от левого берега Усы.
После прохождения этих проток мы немного отдохнули на отмели правого берега, а я поснимала на видео близкие горы (те, что на левом берегу Усы), прозрачную чистую воду реки, гальку на солнечной отмели. Тут заметили мы, что встречное течение вновь стало быстрым, и дальше пришлось нам идти на «короткой веревочке» по невысокому правому обрывистому берегу.
В 17:14, пройдя за 4 часа 9 минут 14 км, решили становиться на стоянку, поскольку уже сильно устали от непривычного махания веслами целый ходовой день, да и пройдено было рекордное (на сегодня) число километров. К тому же река впереди стала делиться на множество рукавов, образуя малые островки, хотя, казалось, вроде бы не сильно помельчала, но превратилась в сплошной перекат.
Остановились на небольшой галечной косе, выбрались на коренной невысокий правый берег и в тундре, среди невысокой березки, нашли место для палатки.
Разгрузились: байдарку и часть барахла оставили на отмели, часть притащили к палатке. Искупались: Никола смог полностью макнуться, я только частями, уж очень холодна вода, несмотря на яркое солнце.
Занялись приготовлением ужина. Я днем задумала сварить фантазийный борщ. Из двух картофелин, из всех сухих овощей (капусты, свеклы, моркови и лука), из большого количества листьев иван-чая (вместо свежей капусты) и горсточки пшена с добавлением кисловатой заправки для борща. В общем, получилось и съедобно, и вкусно. Правда, лучше было бы использовать вместо иван-чая листья щавеля, но они нам еще на глаза не попадались.
Примерно к 19 часам ужин был готов, мы поели супчику, попили чаю.
Поскольку спать ложиться было вроде бы рано, а дел у нас никаких не было, и силы, казалось, были, порешили сходить в радиалку, до озера Проточного, что примерно в 2 км (по прямой) от нас. Никола приготовил рыбацкие принадлежности, фотоаппарат, я – все свои электронные устройства и бумаги. Направление определили по точке в навигаторе, отмеченной как гора СауриПэ (высота ее на одной карте 1009 м, на другой – 987 м) и двинулись от реки в тундру в сторону северных горок. Оглянулись назад, засекли, куда нам возвращаться (на снежник в виде кошки на южной высотке 600,9 м или 587 м). Пока шли, несколько раз корректировали курс, потому что я не умею ходить точно по азимуту, к тому же, все горки для меня на одно лицо.
Тундра здесь вся как изрытая. То и дело у нас на пути небольшие округлые ямы–впадины–овраги, а в них мелкие озерца и/или болотца с осокой. При нашем приближении оттуда взлетает множество уток. Сначала мы старались обойти эти ямы поверху, но так заметно удлинился путь. Поэтому пошли напрямик, мне сперва было немного страшновато, когда «дрыгва» под ногами пружинила, не провалиться бы, но потом, ничего, привыкла, да и особой трясины не встретилось. Тундровая березка высотой по колено цепляется за ноги, мешает идти, а тропинки или проплешины не всегда ведут туда, куда нам надо. Мы пересекли колею одной вездеходной дороги, а потом пошли по другой дороге (а может, и по той же, первой). Она и привела нас к озеру Проточному и вытекающему из него безымянному ручью, который впадает в р.СауриЯха. До озера дошли минут за 40.
Пока брели по тундре, заметили странно блестящее на солнце сооружение техногенного характера. Потом оказалось, что это брошенный вездеход, его сломанный остов, валяющийся на берегу озера. И даже регистрационный номер ГАИ (02–13 КМН) есть у него на борту, хоть сейчас в путь. Правда, гусеницы отсутствуют. Я поснимала на видео всё вокруг. Никола тоже делает несколько фотоснимков.
Времени было около 21 часа, я посидела на берегу неширокого (7–10 м) неглубокого (50–70 см) ручья, отдыхая и диктуя заметки, пока Никола развернул снасти и ушел рыбачить. Но рыбалка на ручье закончилась неудачей, Никола сказал, что была пара хваток, но рыба сорвалась, видимо, слишком мала. Попробовал он ловить и в озере, и тоже безрезультатно. В озере у берега тоже мелко, и видно, как плавают мальки. К этому времени стало душновато, ветер совершенно не ощущался, и, естественно, налетели комары. Делать здесь больше нечего, и мы двинулись назад.
На обратном пути мы шли без навигатора по прямой, ориентируясь только на снежник «кошка» (про который знали, что он напротив стоянки), и малость заплутали – взяли чуть левее и к реке вышли у затоки, которую мы, выходя из лагеря, не видели. Тут я включила навигатор, сориентировалась, где палатка, где мы (чуть выше лагеря), куда теперь двигаться. Пришлось огибать эту затоку и затем идти вдоль реки вниз.
Усталые от жары, недовольные оттого, что рыба не ловится, мы вернулись в лагерь. Снова пьем чай с сухофруктами. Похоже, что нас «хватил» тепловой удар, несмотря на всю выпитую за день воду – и меня, и Николу малость подташнивало. Кроме того, говорит Никола, пульс у него участился…
В 23 часа без сил засыпаем.
Девятый ходовой день закончился. Пройдено по реке 14,0 км за 4 часа 9 минут, 7 переходов. Радиалка на озеро Проточное – 5,44 км.
Пятый день без дождя.


[1] И небольшое озеро, и остров, и сам взгорок в виде «амебы» хорошо видны на карте–километровке (есть они и на карте–двушке) в полутора километрах от устья р. Тальбейяха выше по течению Малой Усы.

[2] Левый рукав левого притока Малой Усы р. Косрузьтывис замечен нами в 12:18, а правый его рукав – на 20 минут позже. Хотя, может, это и не правый рукав, а другой ручей, к Косрузьтывису не имеющий никакого отношения. Дело в том, что в двух используемых мною картах на это место имеется противоречивая информация.

[3]
Сейчас дома, готовя этот отчет, я думаю, почему же мы не исследовали их? Почему не прошли к устью реки СауриЯха? Может, там-то хариус был? Ведь утверждали же все (и абориген Иван, и баптист), что рыба ловится в устьях притоков…


Комментариев нет:

Отправить комментарий