У меня (Новикова Николая) есть много соображений, которые не являются дневниковыми записями, а пишутся прямо сейчас. Вот я этими замечаниями и буду разбавлять основные записи о походе, которые делает Новикова Галина. Мои записи не будут носить хронографического порядка, это просто заметки, поясняющие разные моменты нашего путешествия. Выделять я их буду в блоге синим цветом.
Итак, о рыбалке.
Все годы наших путешествий ловля рыбы на спортивные снасти была для меня как самостоятельным удовольствием, так и средством добывания пропитания. Мы и продуктов берем в походы значительно меньше обычных туристских норм - рассчитываем на рыбу. А рыба на Полярном Урале просто великолепна! И со спортивной и с гастрономической точек зрения. Основная часть уловов - хариус. Очень хитрая и упористая рыба. И вкусна она свежевыловленная необыкновенно! В реках предгорий Урала и на западных и на восточных склонах другой рыбы практически не встречается. В азиатских реках изредка попадается таймень (сейчас совсем маленький - 2-4 кг), да и то южнее. Здесь же должен быть арктический голец. Во многом из-за этой рыбы мы и пошли за Воркуту. По рассказам моего многолетнего приятеля из Лабытнанг Сергея Рвачёва голец обычен в бассейне Кары, однако встречается и в Усе.
Рыбы в реках Полярного Урала много, но поймать её не так то и просто. Я использую в походах достаточно простые снасти.
Вот мой обычный набор: 3 спиннинговых удилища. Два основных, одно запасное. Не "фирма", обычный пластик по цене в пределах 10 - 15 $. Долгое время отдавал предпочтения штекерным удилищам, в последнее время перехожу на телескопические. Катушки две, обе среднего класса по стоимости. Одна дешёвенькая за 20 $, вторая (если кому интересно - "GLOBE 3000") помощнее, мне её несколько лет назад подарили, так что цену не знаю. Лёску использую самую обычную, иногда даже нашу "Клинскую". Никакой плетёнки. Блёсны обычные, и колебалки и вращалки. Воблеры, иногда резиновые рыбки. А вот мушки изготовляю сам.
Ловится хариус спиннингом на блесны или полунахлыстом. В туристском просторечии "на балду". Балда - это тяжёлый поплавок для дальнего заброса. Его прикрепляют на конце основной лёски вместо блесны. (Впрочем, иногда вместо поплавка используют и саму блесну. В этом случае мушки проводят не по верху, а вполводы.) Выше поплавка (используются и самодельные из пенопласта, и покупные пластиковые шарика, наполняемые водой) ставятся два поводка с мушками, каждый на расстоянии 70 - 80 см. Основная лёска - 0.25, поводки 0.2. Вот эту "гирлянду" и нужно забросить на струю, как правило в конце переката. Хариус кормится, поднимаясь от придонных укрытий на поверхность и хватает проплывающую мошку. И мою искусственную хватает! Тут мы его и подсекаем.
Во всех наших предыдущих походах рыба начинала ловиться на 5 - 6 день похода. А именно тогда, когда мы уходили вверх по речкам достаточно далеко от жилья и моторок. И к этому времени наш рацион становился почти исключительно рыбным. Хариус клевал отменно, и ловили мы его ровно столько, сколько нам было нужно на еду. Было это и на Паге и Кокпеле (западной), и на Харуте.
Отмечу, что хотя мы берём продуктов питания и совсем немного, однако берём с собой сковородку из нержавейки, небольшую коптилку и фольгу для запекания. С этими "девайсами" наше рыбное меню становится очень содержательным и разнообразным. А о вкусе и говорить нечего - рыба свежайшая, помимо водки потреблять такую просто грех!
На хорошую рыбалку я рассчитывал и здесь, на Усе и на Малой Усе. Тем паче, что во всех отчётах известных нам говорилось о том, что рыба есть. Не так много, но на еду должно хватить! Однако, в этот раз оказалось всё не так. Я хлестал воду что называется "стоя, лёжа и с колена", однако рыбы не было. Правда несколько мелких хвостиков удалось зацепить, но это скорее всего местные духи жертвовали нам на вечернюю закусь. До гор (а это почти три недели!) было поймано всего три или четыре экземпляра до 300 грамм весом. Т.е. получался малосол для осадки вечерней порции СПВИ, и не более того.
Всё это приводило меня в дикое расстройство. В самом деле! Я пришёл сюда на 90 % за рыбалкой (именно как процессом). Впрочем процесс-то я и имел, только без рыбы. Хотя и места, и вода, и погода вроде бы располагали к рыбалке. Однако рыбы не было!
Впрочем, аборигены, иногда встречаемые нами, ловили мелкого хариуса довольно успешно. Но во-первых, происходило это всё в притоках, а во-вторых на полупромышленную снасть типа "кораблик". Рыбаков из Воркуты мы встретили на Малой Усе пару раз, но и у них особо в сетях улова не было.
На мой взгляд отсутствие клёва было обусловлено несколькими причинами.
- Плотина у Воркуты не позволяет мигрировать рыбе вверх и вниз по течению. Поэтому ниже плотины хариус просто уходит на нерест в боковые ручьи и притоки, которых очень много. Выше плотины живёт ограниченная популяция рыбы.
- Мы шли довольно рано по времени. Вода ещё не спала после половодья, была местами мутновата. В такой обстановке хариус уходит в мелкие притоки и ручьи.
- По причине ранней весны массовый вылет мошки и комаров только начинался. Пока кровососущая дрянь не вылетела массово, хариус питается донными личинками. Основное его питание в половодье составляет местный мелкий мотыль, который тем же половодьем несёт из болот в реку.
Ситуация очень напоминала Собь. Там выше Харпа хариуса почти нет. То ли он подвыбит, то ли просто не идёт вверх мимо посёлка. Вот и здесь всё как на Соби. Красота пейзажей необыкновенная, места (перекаты, сливы) для рыбалки просто идеальны, однако рыбы нет.
Был, конечно и ещё один фактор. Всё же нам надо было двигаться вперёд. Так что на обстоятельный облов всех перспективных мест времени не было.
Был, конечно и ещё один фактор. Всё же нам надо было двигаться вперёд. Так что на обстоятельный облов всех перспективных мест времени не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий