понедельник, 8 февраля 2010 г.

15 июля 2009г.

15 июля, среда (день 13-й). Десятый день вверх (по р. Малая Уса).

Будильник зазвенел в 2 часа, видимо, вчера вечером, перед сном, забыли переставить время подъема, так были вымотаны. Разрешили себе поспать лишний часок, ведь вчера здорово устали, ставя рекорд и делая радиалку.
Проснулись окончательно и встали в 8:30. Солнце яркое, небо голубое, легкий ветерок с юга.
На завтрак похлебали вчерашнего фантазийного супчику, заварили кофе и каркаде. День, похоже, снова будет теплым и жарким, как вчера, значит, пить надо много.
Из лагеря вышли в 11:25. И тут у меня прихватило живот: то ли супчик виноват, то ли жара, то ли вчерашняя усталость, то ли всё это вместе взятое.
Берега Малой Усы в начале сегодняшнего ходового дня по-прежнему (как и вчера) обрывистые, с наплывами ила, иногда невысокие, до 1 м, иногда до 3–4 м высотой, но река течет в одном русле, а течение (по сравнению со вчерашним днем) стало гораздо мощнее. Однажды на крутом правом берегу случайно замечаем с воды небольшой крест, но наверх, разведать, чтобы узнать что это такое, не выбираемся; я только ставлю отметку в навигаторе.
Через какое-то время река меняет характер. Долина ее становится широкой, русло распадается на много-много проток, естественно, появляются острова между ними [1] и галечные косы. Первая из них, длиннющая, широченная, встретилась нам при подходе к устью левого притока р. Чаньшор (в 12:37). Глубина в протоках еще есть, особенно у невысокого (до 1 м) правого подмываемого водой берега, течение в них по-прежнему сильное. Один раз на косе видели огромный кусок берега с тундровой растительностью, видимо, его в половодье оторвало и принесло сюда. Изредка встречаются «шкуродеры», но их легко обойти. Отмели сегодня сначала чаще встречались ближе к левому берегу, а потом они везде, и слева, и справа, и посередине реки. Иногда отмель кажется подтопляемой, вода как бы просачивается сквозь нее, или под нее, и потому у нас, идущих по самой кромке воды, ноги проваливаются и увязают среди камушков.
И вроде бы тут можно было бы вести лодку «корабликом», бечевник замечательный, но течение настолько велико, что Николе приходится упираться, и мы переходим на «короткую веревочку». Я снимаю на видео такую проводку байдарки (когда-то раньше я снимала проводку «корабликом»). Бредем мы по колено в воде, избегая камней у берега. Идти тяжело (особенно мне, из-за неполадок в организме малость пошатывает), и за первый переход мы проходим 2 км.
Во время краткого отдыха между переходами (сегодня, в основном, отдыхаем на островках) Никола иногда пытается поймать какую-нибудь рыбу, а я снимаю на видео горы, которые находятся южнее нас, горы левого берега Малой Усы. Они от нас далеко (за широчайшей долиной левого притока Чаньшор) и выглядят гораздо живописнее гор правого берега. На их склонах множество снежников. За первым рядом ближайших гор проглядывают зубцы еще более отдаленных южных вершин, похожих на рыцарские замки или петушиные гребни. А горы на севере долины, на правом берегу – немного округлые, как бы сглаженные, кажутся совсем рядом с рекой, их подошва в 500–700–900-х метрах. И только к концу сегодняшнего ходового дня эти северные горки задерживают наше внимание необычным цветом – некая фиолетовость проступает сквозь редкую зеленую растительность на скальниках. Эту особенность гор правого берега я также фиксирую в навигаторе и на видео в 16:39.
Погода нынче замечательная. Солнце весь день, тепло (20–25º), сильный ветер с юга сдувает и мошкару, и пот с лица. Идем в одних «пидерках». Небо голубое, изредка откуда-то наплывают облака, но быстро рассеиваются.
На втором или третьем отдыхе услышали шум движущегося транспортного средства. А затем увидели и сам вездеход, который ехал по левому берегу реки откуда-то навстречу нам. Вездеход самый обычный, не каракат, не трикат. Четыре человека сидят наверху, в загородочке. Мы им помахали, они нам в ответ, но останавливаться не стали.
Издали пару раз заметили стаю летящих черных птиц, ну очень похожих на ворон. Погадали, кто бы это мог быть, кроме ворон, естественно. Но, если это вороны, наверное, люди недалеко…
К 17 часам, изрядно устав от ходьбы по воде, пройдя за 5 переходов 8,35км, мы ставим лагерь среди островов и проток. Течение в начале той узкой протоки, на берегу которой останавливаемся, почти сбивает с ног. Место стоянки – то ли левый коренной берег Малой Усы, то ли «приподнятый» островок среди проток у левого берега – нам из-за высоких деревьев не видно, что находится между лагерем и горами. На островке ровные поляны среди толстых ив. На одной полянке ставим палатку, на другой устраиваем костер. Впервые в этом походе здесь так много сушин, много плавника, что дрова можно не экономить.
Для начала «с устатку» приняли по «чуть-чуть», закусили бутербродами с салом и закусочным лучком. А после принялись за бивачные дела. И тут над нами пролетела пара лебедей.
Поскольку дров здесь очень много, солнце светит и ветер прогнал мошкару, решили до ужина устроить «баню». Нагрели водички и по очереди помылись. Потом, пока Никола клеил мой потекший сапог, я затворила тесто для блинов и устроила небольшую постирушку (на ветру и на солнышке до отбоя всё быстро высохло).
На ужин (с 19-и часов) жарили блины. Первую порцию (6 штук) с первой сковороды съели тут же, горячими, с какао. Было очень вкусно. А после этого, пожарив еще три сковородочки, уселись на бережку и уже не торопясь, со смаком под СПВИ вкушали. Тостов было несколько: за «баню», за «блины», традиционный – за «погоду», за «нас–упорных», за «почти 100 пройденных километров». Объелись.
Почти сразу же после ужина Никола залег в палатку и задремал, похрапывая. А я снимала с деревьев выстиранное белье,
прибирала лагерь. Но к 22 часам тоже нырнула в палатку спать.
Вот и десятый день вверх по Малой Усе подошел к концу. Пройдено 8,35км за 3 часа 15 минут, 5 переходов.
Шестой день без дождя.

[1] Всё это (и острова, и отмели) показано на картах, на километровке, естественно, подробнее.