суббота, 13 февраля 2010 г.

16 июля 2009 г.

16 июля, четверг (день 14-й). Одиннадцатый день вверх (по р. Малая Уса).

С ночи (примерно с двух часов) пошел дождь. Он то громко стучал по тенту палатки, то легонько шуршал, то, казалось, совсем переставал. Но к подъему, к 7-и часам он разошелся не на шутку, и мы решили дать себе поблажку, поспать еще немного, надеясь на то, что он поутихнет. Что и случалось часам к 8-и.
Выглянули из палатки – небо в серых тучах, ветер с запада дует пронизывающий, пока не очень холодный, но всё-таки достаточно прохладно. Перед тем, как вылезти из теплого «домика», долго вспоминали, где же лежит наша теплая одежонка, а, выбравшись, долго собирали вещи, разложенные под разными кустами по всему лагерю вчера, теплым летним вечером. Я очень довольна, что мы вчера воспользовались возможностью помыться (сегодня я бы на это уже и не рискнула).
Дождь по-прежнему моросил, как-то зарядами, и к завтраку натянули тент, и под ним делали все утренние бивачные дела.
На завтрак вновь жарили блины (тесто осталось с вечера), пили кофе. Никола повылавливал картошку из недоеденного борща, я же не рискнула нагружать свой расстроенный желудок, и остатки борща выбросили. Заварили на дорогу зеленый чай, замочили в маленьком котелке горох (на ужин).
Собрались, упаковались и на воду встали в 12часов. Дождь немного перестал.
Берега сегодняшней реки четко отличаются друг от друга. Если берег обрывистый, то под ним сильное течение, тогда как противоположный берег – обязательно галечно–каменистая отмель.
Второй день мы бредем по воде, иногда по щиколотку, чаще по колено и выше, от переката к перекату, из протоки в протоку, от острова к острову. Можно сказать, что на этом участке пути вся Малая Уса – сплошной перекат. Иногда перекаты становятся мелкими, и тогда протоку можно без труда перейти вброд. Изредка они такие глубокие, что приходится садиться в байдарку и делать короткий траверс. Течение стало очень бурное, у нас нет сил выгрести против него, и река нас здорово сносит. Если же перекат средней глубины (почти до верхнего края моих сапог) и течение сбивает с ног, то мы идем очень осторожно, особенно я, стараясь не зачерпать воды. Но иногда и это случается.
Нынче идти нам было заметно тяжелее (по сравнению со вчерашним днем) из-за более сильного встречного течения. Кроме этого, мешает и ураганный ветер. Он крутит нашу плоскодонную лодочку в разные стороны, и она частенько на середине реки плавает, как калоша, то туда, то сюда.
Никола, упираясь, тащит байдарку один, как бурлак. Моя помощь незначительна, заключается в том, что держу нос лодки по течению либо по ветру. За каждый переход (всего было 7 переходов, некоторые короткие) сегодня проходили около километра, чуть больше, чуть меньше.
На втором переходе в реку впал множеством рукавов безымянный левый приток. Мы в это время (да после тоже) тащились ближе к правому берегу Малой Усы, и потому точку устья этого ручья я поставила в 13:21 в навигаторе «на глазок», когда шли где-то недалеко от него по одной из бесчисленных проток.
После впадения этого притока в 13:39 проходим мимо удлиненного «сундука» [1] на правом берегу и после третьего перехода на каменистом островке отдыхаем (в 14:53) и перекусываем блинами с майонезом (вместо сметаны), запиваем зеленым чаем с сухофруктами. Я снимаю на видео тундру, серый день, усталого Николу. Похолодало (температура воздуха 15º, максимум 18º), от вчерашней летней погоды не осталось и следа, пробирающий до костей ветер, серые тучи, изредка краткий дождик, изредка солнце сквозь облака.
В 15:40 нам встретился самый правый (первый на пути) рукав правого притока р. Сауришор, других рукавов я не отметила, поскольку во множестве проток не смогла идентифицировать их как притоки. После р. Сауришор долина Малой Усы становится уже, горы левого берега подходят совсем близко к реке.
Не рыбачим, Никола сказал, что нет смысла. Лишь однажды за сегодняшний день, на не очень широкой, но достаточно глубокой протоке он решился попытать счастья. Но, увы… Я в 16:04 снимаю эту попытку на видео, а также прозрачную воду (температура которой около 10º), журчащую по камушкам, окружающий пейзаж и резкие изменения погоды: небо над горами начинает синеть, но голубые просветы в серых облаках еще видны, и есть надежда, что ветер может разогнать черную хмарь.
После небольшого отдыха и неудачной рыбалки по-прежнему идем посередине реки, а затем перебираемся на левый высокий осыпной берег и огибаем небольшой «сундучок». После него в тундре отдыхаем (в 17:13) и тут замечаем впереди высокую и густую растительность. Видимо, это та самая «зеленка», что отмечена на карте–километровке.
Малая Уса здесь становится глубже, нам приходится чаще забираться в байдарку, чтобы сделать траверс через протоку. Но река по-прежнему делится на многочисленные рукава, образуя островки. Почему-то мне на ум приходит, что это «плавни». Острова в этом месте не галечные, их берега – крутые до 1м высотой обрывчики, на которых почему-то (микроклимат особый, что ли) растет высоченный ивняк.
В «зеленке» мы малость заплутали – на веслах зашли в спокойную протоку, которая в конце оказалась глухой затокой, вернее, коротким притоком [2] с гор левого берега, заросшим «лопухами». Тут нас настиг (в 17:58) шквалистый ураганный ветер и сильный дождь (не зря небо сзади чернело). Мы даже выбрались из байдарки, чтобы не замочиться, стоя пережидали этот ливень. Но дождь скоро кончился, и мы потащились дальше вверх посреди «зеленки».
После ливня (в 18 часов с минутами) начали подыскивать место для ночлега, что было довольно затруднительно. Эти невысокие острова заливаются в половодье, все наносные полянки еще мокрые, и ручьи пока не высохли. Ищем ровное и сухое местечко под палатку.
В 18:23 я отмечаю точку [3] лагеря, на берегу одного из островов, где нашлось место и для палатки, и для костра. Кругом высокий ивняк с толстыми стволами. Дров много, но все сырые после только что прошедшего дождя. Горы и слева, и справа совсем близко, долина Малой Усы сужается еще больше.
Разгружаем байдарку, ставим палатку, сразу же натягиваем тент – надвигаются черные тучи с гор. Пока готовился ужин, пока дождь не начался, и Никола и я снимаем на фото и видео – с одной стороны долины, на западе, солнце, с другой, на востоке, сине-черное небо и спускающиеся к реке облака. Это для иллюстрации, как быстро и резко может на Севере измениться погода. Снимаем и нашу стоянку, высокие ивы, протоку у лагеря, горы вокруг, «пятипалый» снежник, что два дня служит ориентиром.
Ужинаем под тентом (дождь всё же потихоньку закапал) – гороховый кулеш с разными сушеными овощами, принимаем СПВИ под сальцо и лук закусочный.
После ужина (примерно в 21 час) забрались в палатку – делать нечего, на ветру холодно (12º), вот-вот хлынет дождь. В палатке заряжаем аппаратуру. Разглядываем карты, подсчитываем километры, оставшиеся до озера Усваты. Прикидываем, что идти туда еще два или три дня, с нашими темпами. Смотрим отснятые за последние два дня (вчера и сегодня) видеоматериалы. Убеждаемся в том, что сегодня брести по воде было гораздо труднее – встречное течение реки нынче намного сильнее и «перекатистее», вчера всё же встречались и спокойные плесы.
Именно поэтому Никола так сильно вымотался за сегодняшний день. Наверняка из-за этого Никола и вчера и нынче (до вечернего лагеря) ничего не фотографировал, хотя снять было что.
Я засыпаю в 22:30, Никола чуть раньше, под мое бормотание в диктофон.
Одиннадцатый ходовой день, день вверх по Малой Усе завершился. Пройдено 8,43 км за 3 часа 25 минут.

[1] «Сундук» – небольшая округлая возвышенность, часто с плоской вершиной. Название придумано нами, не знаю, может, такая маленькая сопка и имеет какое-то особенное географическое название.

[2] На обеих картах показан этот короткий левый приток. На треке в навигаторе видны наши блуждания в «затоке», вперед и назад.

[3] Плавни, примерно посередине «зеленки» на карте–километровке.