вторник, 2 февраля 2010 г.

13 июля 2009г.

13 июля, понедельник (день 11-й). Восьмой день вверх (по р. Малая Уса).

С вечера я завела будильник на половину второго часа, чтобы посмотреть, заходит ли солнце в этих краях, а если заходит, то где и как это действо выглядит. Но отчего-то проснулась только в 2:20, солнце уже поднималось над горизонтом, и для запланированной видеосъемки было поздно. Небо надо мной было чистое, ярко-голубое, горы черные, над ними зеленовато–розовое небо, почти как у Рериха. После этого снова уснула, но несколько раз просыпалась от холода, потому что спала без флиски, пришлось в полудреме утепляться. А утром мы будильника не услышали, проснулись от излишнего тепла в палатке в 7:30.
Ну, а дальше начался обычный рабочий день – встали, позавтракали. Никола доел вчерашний рис с овощами и тушенкой, себе я сделала кашу «5 злаков», выпили кофе, на проход заварили зеленого чаю. Стали собираться в путь, свернули лагерь, загрузили байдарку. Правда, упаковка барахла сегодня заняла больше времени, чем обычно. После дневки многие вещи оказались разбросанными по берегу. И кроме того, нам пришлось перетаскивать байдарку и все ее содержимое из той заводи, в которую мы ее завели два дня назад, потому что залив почти высох, так упал уровень воды. Место стапеля было метров на 150 выше лагеря, это было еще и тем хорошо, что не надо было проводить лодку по воде через слив у скальника.
Погода во время наших сборов стала понемногу «хмуриться». Белые кучевые облака, что были с утра на юге, юго-западе и юго-востоке, постепенно посерели и затянули все небо над нами. Но достаточно тепло, ветер не очень сильный. А в той стороне, куда нам идти, над северными горами видно солнце и чистое небо.
В 10:40 ушли со стоянки. Шли мы сегодня чаще на «короткой веревочке», иногда на веслах. Шли и по левому берегу, и по правому.
В самом начале немного «лопухнулись», когда дошли до левого островка примерно в 800 м от стоянки. Решили обогнуть его по левой протоке, течение там было более спокойно, правда, было опасение, что протока «глухая». Так и оказалось – в самом её начале водичка журчала по ступенчатому шкуродеру, всего-то метрах в 15-и от основного течения реки. Тащить байдарку через камни не стали, а вернулись назад и обошли остров по правой протоке. И еще одно происшествие, почти сразу же после этого. На мелководье нога моя соскользнула с камня, другой камень зашатался, я не удержалась и шлепнулась в воду, упала на четвереньки. Мокрой я стала только сверху, в сапоги воды натекло немного, поэтому в 11:41 устроили мы «отдых», я переоделась, проверила голеностоп, не подвернулась ли нога. Немного отдохнули мы и пошли дальше.
На втором переходе, идучи по отмели, заметили и поймали птенчика (в 12:16), засняла его на видео, а также и Николу с найденными неподалеку в тундре оленьими рогами.
Никола пытался ловить рыбу после каждого перехода, но ничего у него не получалось, то ли мушки не те, то ли вода высокая, то ли рыбаков много, а мест для рыбалки мало – на всех не хватает.
А серьезное препятствие на пути встретилось сегодня лишь однажды – порог на крутом повороте русла реки, очень похожий на порог у Красных Ворот, может, валы поменьше. Находится он примерно в трех километрах выше острова, который мы обходили утром с двух сторон, и в 1,5 км ниже устья левого притока Малой Усы р. Хасырейтывис. Мы, заслышав громкий шум воды, в 13:40 разведали обстановку – прошли вверх по берегу метров 100, без байдарки, естественно. А там большой скальный выход перегородил реку примерно наполовину, и вся масса воды устремляется в этот узкий проход. Естественно, все бурлит и пенится, бочки, стояки наличествуют. И порешили мы, поскольку здесь по воде не пройти, перебираться с левого берега на правый. На правом берегу было немного потише, но и тут сливы были достаточно высокие, иногда до полуметра, но потихоньку, не спеша, мы преодолели эти 200–300 м, где высота падения воды (в начале и в конце порога) составляет около 1,5 м.
После этого порога встречное течение стало совсем слабым, видимо, далеко выдающийся в реку скальник играет роль плотины, и получился подпор воды. Посему мы сели в лодку и пошли на веслах вдоль берега, обогнули небольшой островок, после которого река стала гораздо шире, а правый берег стал высоким скальным обрывом (На карте–километровке высота скальников показана 12 м), на котором мы заметили нечто «странное». Это «странное» при ближайшем рассмотрении оказалось запакованными нартами. Напротив нарт, чуть выше по течению, увидели в 14:28 в кустах заводь, это устье левого притока Малой Усы р. Хасырейтывас (примерно в 1,5 км от порога). Затем, метров через 300, в 14:32 – устье еще одного левого притока р. Тройная. Там на берегу лежала зеленая резиновая лодка. Людей рядом с ней видно не было. Пройдя еще чуть-чуть, в 14:38 остановились на небольшой каменистой косе правого берега на перекус и отдых после третьего перехода.
Перекусили (бутербродами с колбасой и сыром BUKO), а потом Никола пошел на ближайший перекат порыбачить. Погода по-прежнему «серая», небо в тучах, но тепло, идем в «пидерках», ветер совсем слабый и иногда дует из разных углов.
В это время у оставленной резиновой лодки появились два человека. Заметили нас, переправились на наш берег, подошли. Познакомились. Взрослый ненец Иван (лет до 40), подросток Дима (лет 10–13, племянник Ивана, Дмитрий Тимофеевич), три собаки с ними. Поговорили, о том, о сем, кто мы такие, зачем и куда идем. В основном, разговаривал Иван, парнишка молчал. Чумы их недалеко, километрах в 5-и, на одном из трех правых притоков Малой Усы. Здесь они рыбу ловят, сети ставят, но улов пока небольшой, мы тоже посетовали, что и у нас очень мало ловится, можно сказать, совсем не ловится, ну, нет удачи. Иван посоветовал порыбачить в устье р. Тальбейяхи и поинтересовался: «А где у вас мотор?» Мы в ответ посмеялись и ответили, что «ноги и руки наши – наш мотор».
Угостить их, вернее, парнишку нам было нечем, к тому же все сладости у нас очень далеко упакованы, я предложила Дмитрию сухофруктов – изюма и фиников, которыми мы подкрепляемся вместо конфет–монпансье. Когда распрощались, они вернулись к своей лодке, к своим занятиям, а мы двинулись дальше вверх по реке, по правому берегу.
Шли мы, шли и все больше замечали следы человека. То следы сапог, рисунок которых совсем не похож на наши, но шагал этот человек вдоль реки также, как и мы. И мы даже засомневались, не идут ли впереди такие же туристы (правда, абориген Иван в разговоре сказал, что еще ни одного туриста в этом году по реке не проходило, наверное, еще рано, массовый приход туристов в тундру отмечается в августе). То вдруг видим свежий вездеходный след совсем близко от берега. Я отмечаю в навигаторе всё, заслуживающее внимания.
Устье первого встреченного нами правого безымянного притока Малой Усы, который вытекает из озера Большое, оказалось небольшим заливчиком, заросшим осокой, с поставленной сетью. Я в 17:27 сделала заметку в навигаторе и хотела остановиться и разведать, что это за ручей, но Никола сказал, что не будем зря тратить время. К тому же при подходе к притоку мы заметили чум сквозь заросли кустов. Решили, что не будем подходить к чуму и беспокоить аборигенов, делать нам там нечего, у них свои дела, у нас свои. Сели мы в байдарку, объехали сеть в заводи и перебрались на другой берег Малой Усы, поскольку не хотелось продираться сквозь заросли ивняка.
Но только мы переправились на левый берег, как вдруг заметили человека, стоящего в устье следующего правого притока – р. Тальбейяхи. Снова траверсируем Усу, чтобы поговорить с рыбаком, разузнать, что и как. Подплыли, зачаливаемся в 17:36. Залив в устье Тальбейяхи побольше, чем у предыдущего притока, сам ручей с сильным течением, русло его не широко, метров 15, но при слиянии с Усой очень глубокое. Хотя чуть выше, метрах в 30-и, через него можно перебраться по камушкам, не замочив ног.
Рыбак – молодой человек из Белоруссии, приехал на Север в отпуск к своим братьям [1], ловит хариуса. Хариус некрупный, мерный, граммов по 250–300 (рыбка иваси), валяется у его ног уже больше десятка, а ловит он «на саночки», крючков пять привязано и мушки есть. А вчера на пороге, похвалился рыбак, где-то выше по р. Тальбейяха, они с приятелем поймали 42 рыбки. Сегодня вода спала, и у порога почти не ловится, он и пришел сюда, на большую реку.
Никола попытался с молодым человеком поторговаться, купить у него улов или поменять на что-либо. Тот категорически отказался, сказал, что самому рыба нужна.
Поговорили, распрощались и снова переправились на левый берег. Тут в 18:03 в небольшой заводинке, почти напротив устья р. Тальбейяхи, Никола решил порыбачить, а я побродила по берегу, взобралась на невысокий откос (тундра, ровная как стол, до самого горизонта, до гор; изредка блюдечки небольших озер). Рыбалка закончилась безрезультатно, Никола поворчал, что у кого-то «на кораблик» ловится, а у кого-то ну никак…
И двинулись мы дальше по неширокой полочке среди редких кустиков, рядом с 5–6-метровыми обрывами. Сначала немного прошли на «короткой веревочке», а затем на веслах (течение снова стало слабым). Я отметила в навигаторе устье еще одного правого притока Малой Усы, он без имени и вытекает из озера Длинное, в невысоких кустах устье безымянного левого притока шириной 10–15 м.
Примерно через 1 км после последней рыбалки в 18:41 остановились на стоянку. Место примерно такое же, как у предыдущего лагеря: косая полка берега, ивняк, только кусты пониже. Местами заросли купальницы. Много нор леммингов, как будто кто-то палкой тыкал в сырую землю и от этого остались в ней дыры. Одну мышку Никола видел, она металась туда–сюда, прежде чем нырнуть под землю. Ветра сегодня почти нет, палатку ставим на открытое место. Стало прохладно (по сравнению с днем), может, поэтому и комаров немного. Замечаем чумы на правом берегу, сколько их, не сосчитать – слишком далеко, плохо видно, но их немного, три или четыре, это там, наверное, живут «братья». На нашем берегу, чуть выше по течению реки, видны высокие обрывы. Никола делает пару фотоснимков.
Первым делом «с устатку» принимаем по чуть-чуть СПВИ (для поднятия духа по методу от Токмачева В.П.). Разводим костер, готовим ужин. Пока я довариваю гречневую кашу с овощами и завариваю черный чай, Никола снова пытается рыбачить, прямо тут, у лагеря, и снова без результата. Хотя видно, что хариус мулюет, но, наверное, это такие мелкие экземпляры, что не могут зацепиться за крючок. В это время на правом берегу из кустов выходит из кустов олень, он очень заметен на фоне низкого закатного солнца. Но, пока я ищу и настраиваю камеру, он почти успевает скрыться.
Никола, показывая мне мастер-класс, снимает со штатива дальние горы Малой Усы. В конце ужина из кустов, метрах в десяти, почти на нас, выскакивает «любопытный» заяц. Мы замираем, я тянусь к видеокамере, он отскакивает от нас метра на три и начинает оглядываться. Я успеваю заснять, как он безбоязненно себя ведет.
После ужина Никола ушел рыбачить вниз по Малой Усе, дошел до того левого притока, что ниже лагеря. И опять – ничего не поймано. Я же, помыв посуду и прибрав вещи на ночь, сижу на бережку и наговариваю заметки в диктофон.
В 22 часа забираемся в палатку. Я хочу уснуть пораньше, чтобы ночью встать и поснимать на видео окрестности, полярную ночь и незаходящее солнце. А Никола всё бурчит, малость перебрав, и в расстройстве, что ничего не ловится, ругается последними словами, но в конце концов, смирившись с этим (ничего же не изменишь), засыпает. Восьмой день вверх по Малой Усе закончился.
Пройдено 12,68 км за 6 переходов.
Четвертый день без дождя.

[1] «Братья» не по крови (паренек совершенно европейского вида), а по вере. Молодой человек состоит в секте баптистов–евангелистов, если мы правильно его поняли. Здесь, на севере они занимаются миссионерской деятельностью. Кроме него, еще несколько человек приехало из Белоруссии и сейчас живет в чумах, которые «в-о-он там». В отпуске они помогают своим «братьям». Часть из них (человек 7–8) ушла в горы на трикате. Когда стали выяснять, на что этот «трикат» похож, парень объяснил, что это такая машина, у которой по три колеса с одного боку и три с другого. Спрашиваю, может, всего три, как у того, что мы видели у Красных Ворот, а не с каждой стороны. «Нет», – отвечает. Забегая вперед, скажу, что такого «триката», каким нам описал баптист мы не встретили.
Мы спросили, кто же финансирует эту экспедицию, на какие деньги молодые люди приезжают сюда аж из Белоруссии. В ответ было сказано, что на деньги общины. Ведь каждый брат должен отдавать в «общак» десятую часть своих доходов («Вот у меня зарплата пятьсот долларов, и я отдаю «десятину» $50. А что же старшие?»). Тут мы про себя и смекнули, зачем баптисты «окучивают» язычников коми и ненцев. Это ведь десятая часть стада оленей находится в их собственности, а аборигены почти бесплатно пасут этот скот наравне со своими собственными оленями. А каждый олень и сам по себе что-то стоит (мясо, шкура), но самое дорогое у него – панты.